На чтение: 20 мин.
Поделиться: 
Юрий Григорьев
Юрий Григорьев

Юрий Григорьев

Российский режиссер, сценарист и актер

Фамилия
Григорьев
Имя
Юрий
Дата рождения
23.06.1955
Возраст
68 лет
Страна / Гражданство
Россия
Категория
Актеры

Юрий Герасимович, Вы долгое время были ведущим передачи «Спокойной ночи, малыши». Как Вы считаете, за это годы сложилось восприятие Вас как исключительно положительного героя? И мешает ли это Вам в профессиональной деятельности?

- Нет (улыбается). Единственный раз, наверное, был такой случай - недавно я пробовался у Юрия Грымова, в последнюю картину, которую он сейчас снимает. И я обмолвился, что все для детей и для детей работаю… а потом мне передали, что как-то это насторожило, что ли. В результате в том фильме снимается другой артист, уж не знаю, благодаря чему или вопреки чему (улыбается). Но я действительно в основном для детей всю жизнь работаю: и детские спектакли в театре, и на телевидении детская программа, и очень большая концертная деятельность. Это уже фактически театральная деятельность, у нас в репертуаре семь разных программ для самых маленьких детишек. Ездим по всей России со Степашкой, Хрюшей, Каркушей, радуем наших малышей.

И в Москве выступаете?

- В самой Москве мы выступаем в детских садиках. Есть у нас для самых маленьких, с трех до шести лет, такая программа, она адаптирована именно для маленькой площадки, детского садика. Те программы, которые мы вывозим на гастроли, рассчитаны на большие площадки, театры, дворцы культуры. Представляете, 1800 мест, огромный зал и маааленькая сцена, на которой в самом центре стоим мы со своей ширмой, с куклами (смеется) Но, тем не менее, полные залы! Потому что любят нас наши малыши (улыбается).

Надеюсь, у наших детишек будет возможность видеть Вас чаще?

- Да, пожалуй (улыбается). На канале «Союз» и на новом телевизионном канале, который называется «Моя радость», я один из постоянных ведущих. На Рождество запустился новый канал, он называется «Радость моя», так правильнее, потому что так ко всем обращался батюшка Серафим Саровский, он всех любил и всех называл «радость моя». И вот мы взяли это его обращение как название канала. И те, у кого есть спутниковые «тарелки», смотрят нас регулярно. Я веду аналог «Спокойной ночи, малыши», только не обрезанной по времени и возможностям передачи, которая идет сейчас, а той полновесной, которая была раньше - когда там были постановки, когда мы разыгрывали полноценные сценки. Естественно, мы не могли взять тех же персонажей, поэтому мы взяли героев наших русских сказок – мышонка, волчонка, котенка. И с ними ведем эти детские программы, которые смотрят по всему миру, так как это спутник. Нам приходит много писем со всего мира, как правило, с очень добрыми словами. Эти программы можно совершенно спокойно включить ребенку, зная, что ничего вредного для души ребенка не будет, никаких скабрезностей или дурацких шуток.

А канал «Радость моя» вообще появился, это я с гордостью могу сказать, только благодаря мне (смеется).

Расскажите, пожалуйста, поподробнее!

- Я человек верующий, у меня есть духовный отец. Батюшка окормлял православную гимназию, которая была создана и полностью финансировалась очень серьезным промышленником с Украины. И мы первое время, когда начали свои программы делать, делали их в первую очередь для Украины, для Донецкой области. И мой духовный отец ко мне обратится с просьбой помочь создать детские программы, которые были бы душеполезными. Я с радостью откликнулся, хотя в первый момент подумал – как это организовать? Огромные средства нужны. Но этот человек, промышленник, нашел нужные средства. У нас канал православный, но к нам обращались мусульмане, просили помочь организовать такие же по уровню программы для мусульманских детей. Когда они услышали порядок цифр, то поняли, что это слишком серьезно, это огромные деньги. Причем принцип вот это нашего человека, который все это финансирует – канал не коммерческий, не приносит доход, он на этом не зарабатывает ни копейки принципиально. Когда мы начали выпускать наши программы, к нам начали обращаться с вопросом: нельзя ли выпустить DVD или кассеты? Ведь не у всех спутниковое телевидение есть. И мы задумались – а как это распространять? Потому что продавать записи через коммерческую сеть он категорически отказался. Думаем распространять через церковные приходы, потому что это безусловно православнее программы. У нас их две, по 15 минут – «Доброе слово» и «Шишкин лес». «Шишкин лес» - это полный аналог «Спокойной ночи, малыши», там наши куколки замечательные. А «Доброе слово» - это более серьезно, каждая из программ основана на житии святых, на легендах, связанных с православием. Это обязательно история, безусловно, нравоучительная, поучительная, душеполезная, которая учит добру, любви и всем тем основам, которые есть в православии. Очень хорошая программа (улыбается). Она действительно хорошая, и я с радостью всегда буду это повторять! Очень много людей откликается, и говорят именно так. Ну и, как профессионал, я и сам это тоже понимаю, так что приятно (улыбается).

Вы с такой любовью говорите о детских передачах, Вас очень приятно слушать.

- Потому что я очень люблю это все, мне это близко. И мои концертные программы - им даже аналога нет, только какое-то подобие в той или иной форме, но вот по-настоящему, полноценно этого нет, потому что мы все сюжеты в наших театрализованных представлениях выстраиваем так, чтобы дети были не просто зрителями. Они на протяжении всего представления участвуют в нем! У нас там обязательно находится какой-нибудь нехороший персонаж из сказки, Леший или Баба-Яга, которых я играю с большим удовольствием (улыбается). И они обязательно вытворяют что-нибудь нехорошее, как правило, с Хрюшей, а дети, в силу своей энергии и любви к этим героям, участвуют в действии и помогают их вызволять, защищать, выступают против нехороших. И, когда я выхожу после окончания спектакля, сфотографироваться с детишками, автографы дать, буквально через раз подходят восторженные мамы, которые говорят: «Спасибо Вам, так хорошо, как будто в детство вернулась!» Это очень дорого и для меня, и для тех, кто со мной работает. Когда есть возможность, я всегда говорю, чтобы родители чаще позволяли себе быть детьми! Ведь недаром Оскар Уайлд сказал, что все глупости совершаются с серьезным лицом (улыбается). И чем чаще мы возвращаемся в детство, тем лучше (улыбается).

Я с Вами абсолютно согласна! И все-таки вернемся к моему первому вопросу. Вас, по-моему, очень сложно представить в роли злодея!

- Запросто! Я в театре начал с отвратительной роли, играл Черного Ефрейтора в «Молодой гвардии». У меня если завтра спектакль, уже сегодня портилось настроение: герой у меня был жуткий садист, мерзкий, противный, да еще и пьяный, развязный. И мне это было очень трудно, так как я был молодым, неопытным артистом. У меня еще было очень мало ходов для себя, чтобы оправдать этого героя или наоборот, найти к нему подход. А потом в какой-то момент я вдруг начал над ним издеваться, у меня это родилось случайно в спектакле. И я уже ждал «Молодую гвардию», ох я и наслаждался, так измывался над этим фашистом, над этим проклятым немцем (заразительно смеется). Так что отрицательные герои мне очень даже показаны.

Это было до «Спокойной ночи, малыши» или в то время, когда Вы уже вели передачу?

Нет, это я только-только в театр пришел. В 80-м году у меня начались «спокушки». Тогда еще существовала редакция программ для детей и юношества и там у меня было много передач: «Будильник», «С утра пораньше», «Отчего и почему», «До 16 и старше», а попозже меня и в «спокушки» позвали. Хотя отрицательных персонажей я в сказках даже с удовольствием играл! У нас шла «Снежная королева», Женя Дворжецкий, с этим его носом, играл Сказочника, ему эта роль очень хорошо подходила по типажу, а я, со своей внешностью, играл Советника. Очень мерзкого, противного, у меня был жуткий грим, я делал нос как у Жени, только еще больше, одевал зализанный черный парик, такая птичья голова получалась(смеется). Я помню, реакцию моей бедной дочки, когда она первый раз пришла на спектакль! (смеется)

Она Вас, наверное, и не узнала?

- Вроде бы и узнала, но в то же время, когда в антракте ее привели ко мне за кулисы, я издалека еще, тихим мягким голосом начал ее по имени звать, но она все равно вздрогнула. Потому что папа – это, конечно, папа, но какой-то он не такой (смеется). У нее еще была замечательная реакция, когда она первый раз увидела меня на экране. Значит, она сидит рядом с папой перед телевизором, начинается «Спокойной ночи, малыши» и вдруг папа оказывается уже там… И она на мгновение застывает, я вижу, что у нее взгляд как будто окаменел, она очень пристально смотрит в телевизор, потом очень боязненно, осторожно начинает поворачивать голову, смотреть: а папа еще здесь или его уже нет (смеется). Вот такая замечательная реакция. Так что отрицательных героев у меня много было. Если начать вспоминать мои работы в театре, то я очень люблю «Отверженных», была такая замечательная постановка нашего Алексея Владимировича Бородина, она шла в двух частях. Сейчас у нас новый эксперимент – спектакль в трех частях (имеется в виду «Берег утопии» - прим. автора), и очень удачный. Конечно, сама структура этого спектакля, то, что он в трех частях и требуется на целый день прийти в театр, к сожалению, многих отпугивает, зрители не предполагают, что это может быть настолько интересно! И не утомительно для зрителя, чего мы очень боялись. А потом, когда друзья и знакомые посмотрели, все сказали, что время быстро пролетает. Но все-таки, понимаете, целый день выделить для того, чтобы пойти в театр – это сложно для многих зрителей, которые чисто физически не могут себе этого позволить, что делать… жалко.

Давайте немного поговорим о театре. Я знаю, сейчас идут репетиции спектакля «Мартен Иден» по Джеку Лондону.

Да, вы правы.

Расскажите, пожалуйста, о нем немного. Когда планируется премьера?

- Мы очень надеемся, что уже 23-го января будет премьера, первый спектакль (наша беседа состоялась за несколько дней до премьеры – прим. автора). Но наш театр так много работает, что получается, что даже у спектакля, который идет на выпуск, мало сценических репетиций! У нас параллельно сейчас идут репетиции «Платонова», и есть актеры, которые заняты и тут, и там, а ведь они выпускают спектакль вслед за нами, чуть ли не через день! И все это развести, чтобы успеть и тут, и там, очень сложно. У нас параллельно репетирует два состава, не смешиваясь, и так получилось, что в моем составе два человека, которые заняты в постановке «Платонова». Следовательно, мы меньше репетировали и сейчас уже решено, что на первую премьеру пойдет тот состав, который физически больше был на сцене и больше репетировал. Мой состав, в принципе, тоже готов, просто у них больше накатанности, больше отработаны чисто технические переходы – что за чем идет, кому когда выходить. А в этом спектакле все очень сложно сценически – на сцене и зрители, и актеры одновременно, плюс в центре сцены располагается такой как бы ринг, квадрат, который живет своей жизнью во время спектакля – поднимается, опускается, устанавливается под разными углами, начинает вращаться по своей оси совершенно неожиданно для зрителя.

Как проходят репетиции, Вам нравится то решение, которое предлагает режиссер?

- Вот по поводу решения… режиссер Васильев Андрей Юрьевич предложил свое решение. Я бы, если бы был режиссером (улыбается), несколько иначе это поставил, в силу моего опыта и возраста. Многие мои коллеги идут в режиссуру. Это желание возникает от того, что есть уже большой жизненный и творческий багаж, ощущение, что есть чем поделиться со зрителями. Ну и есть, естественно, свое представление о том, как это должно быть. В частности, о «Мартене Идене». Я бы и по взаимоотношениям, и по трактовке героев построил бы кое-что чуть иначе. Посмотрим, как это получится в результате, тем более что мы сейчас уже на последней финишной прямой. В этот период, как правило, либо происходит качественный скачок, либо все остается на том уровне, который был, и тогда немножко чего-то не хватает. А я желаю своим коллегам, чтобы у них произошел этот прорыв, чтобы все собралось в единое мощное целое. Я думаю, это будет интересно сделать.

Алексей Владимирович, когда представлял на первой репетиции режиссера и саму работу, сказал, что у него всегда была заветная мечта – чтобы в репертуаре обязательно было два названия, «Мартен Иден» и «Красное и черное». И вот в этом году так сложилось, что Алексей Владимирович смог запустить и то, и другое. «Мартен Иден» репетируется и параллельно, Юрий Иванович Еремин ставит «Красное и черное», они тоже уже почти готовы и планируют выпуск в этом сезоне. Так что его мечта осуществится (улыбается).

Вы работали со многими режиссерами. С кем бы хотели встретиться еще раз в театре или на съемочной площадке?

- В кино - с Юрием Степановичем Чулюкиным, который поставил «Девчат» и «Неподдающиеся». Удивительный человек, к сожалению, его уже нет в живых. Мне всегда интересно работать с режиссером, который точно представляет, что он хочет и который может из меня вытащить то, о чем я сам не знал. После картины «Поговорим, брат», меня сразу же стали приглашать в различные боевики, но я категорически отказывался. Несмотря на свою молодость и глупость, я понимал, что все, что в этой картине мной сделано, сделано было и им тоже! Используя меня, мои природные и актерские данные, этот образ слепил и сделал Юрий Степанович Чулюкин, и сделал очень талантливо. Можно смотреть этот фильм с гордостью – хорошая работа. Но лично моей работы там мало! Это замечательный Юрий Степанович, который и знал, что и как он хочет, и добивался нужного результата. Он сам многое показывал. А в театре хотелось бы еще с Алексеем Владимировичем Бородиным что-нибудь сделать, большую интересную работу, как в «Отверженных». Еще мне всегда было очень интересно работать с Юрием Ивановичем Ереминым.

Вы часто ходите в театр как зритель?

- Не так часто как хотел бы, к сожалению. Самое сильное впечатление у меня осталось от «Снежной королевы» в филиале Малого театра. Мы ходили с дочкой и я был потрясен сказочностью, удивительной атмосферой, которая была создана! И мне так захотелось сыграть Советника там, в той постановке, я сразу почувствовал, как бы я там по-другому развернулся, как многое бы по-другому сыграл!(с огромным воодушевлением). И еще мне очень понравился в театре Станиславского «Мужской род, единственное число». Очень симпатичный спектакль, там нет пошлости, даже притом, что в самой пьесе много скользких моментов, но они сделаны с чувством, с тактом, с расстановкой (улыбается). Очень хорошо. Из актерских работ мне очень понравилась замечательная Леночка Морозова. Я смотрел в том же театре спектакль «Стакан воды», она играет королеву – очаровательно! Когда появится возможность, я и второй раз посмотрю с удовольствием (улыбается).

У Вас есть любимый театр?

- Да, я очень люблю Малый театр, это мое пристрастие. Я вообще очень люблю все классическое (улыбается) Из зарубежных стран, например, мне ближе всего Англия, а побывал я в очень многих странах, и с театром, и без театра. В Англии у меня было такое ощущение, что на каждой вещи табличка висит: «классика» или «традиция» (улыбается). Замечательно! Когда я первый раз был в Англии, это было для меня так удивительно… До этого, куда бы я не приехал, я был в гостях. А в Англии мне так было хорошо, как будто я вернулся домой, хотя я языка не знаю. Так что классика мне нравится больше. И в одежде, и в жизни, и на сцене я люблю классические вещи.

Я как раз хотела спросить, как Вы относитесь к новой драме?

- Неоднозначно. Някрошюса, например, я не люблю, он мне ничего не дает, не затрагивает меня. Он такой… придуманный и сердцем не наполненный, душой. У нас в театре были экспериментальные постановки, например, «Великаны и козявки», «Снегурочка». Но я этого не понимаю. Если ты хочешь рассказать о чем-то таком, возьми современную пьесу. Зачем самую светлую и добрую пьесу о любви превращать в пошлость, пачкать? Мне это неприятно.

Ваши предпочтения лежат ближе к классике. Но не хотели бы Вы все же попробовать себя в пьесе современного автора?

- Я еще не встречал того, что бы меня заинтересовало. Я в этом смысле вообще старомоден.

Сейчас на телевидении выходит очень много премьер и фильмов, и сериалов. Смотрите ли Вы что-нибудь?

- Наверное, кокетничать нелепо и глупо, поэтому я скажу прямо – я профессионал в области телевидения, и я приемлю далеко не все из тех бесконечных премьер, которые сейчас идут. И смотрю только то, что хорошо и качественно: из последних сериалов можно взять «Ликвидацию» - это сделано профессионально, хорошим режиссером, у которого и артисты играют хорошо. «Ликвидацию» можно смотреть сколько угодно, наслаждаясь и работой оператора, и работой режиссера, и работой актеров. Всё всегда начинается с главного – с головы, в нашем случае – с режиссера. Если есть режиссер в театре ли, в кино ли, неважно, тогда будет и хорошая постановка или хороший фильм. Почему Юрий Степанович Чулюкин был выдающимся режиссером? Он же выдающийся режиссер, недооцененный, безусловно, грандиозный был человек. Картина «Поговорим, брат» была совместной работой с «Беларусьфильмом», вся съемочная группа была оттуда, а операторы и режиссер были с «Мосфильма». До прихода Юрия Степановича на съемочную площадку там ходили все туда-сюда, что-то делали, еле-еле ползали, как мухи сонные. Но это мушиное царство происходило только до прихода Юрия Степановича! Это вносился смерч! Тайфун, который в свою сферу затягивал все и выбрасывал уже в нужных направлениях! Все разлетались по площадке и начинали действовать, не действовать было невозможно, все начинало крутиться, все жило! Человек был энергии немыслимой, при этом очень добрый, замечательный. Так, наверное, и в стране – когда руководит не сонное царство, тогда и меняется что-то, хотя далеко не все, что хотелось бы в нашей стране изменить.

Как Вы относитесь к экранизациям классики?

- Недавно мы с друзьями вспоминали, как еще в советское время… (смеется) Слишком часто вспоминаешь это время, для кого-то замечательное, для кого-то ужасное! Но там слишком много было того, что сейчас вспоминаешь с сожалением, что этого уже нет. Так вот, мы вспоминали, что раньше существовал телеспектакль как форма искусства. Телеспектакли были, как правило, экранизациями каких-то известных произведений. И какое это было счастье! И какие там силы были! Там ставили самые лучшие режиссеры, и какие постановки были великолепные! «Ромео и Джульетту» Эфроса я до сих пор помню, а Мольер какой был с Юрием Петровичем Любимовым – какие были спектакли! Если это хорошая экранизация, то это счастье. Но вот американскую экранизацию «Ромео и Джульетты», современный вариант, я смотреть не смог.

А что касается сериалов? Например, сейчас много экранизируют Достоевского, недавно показывали «Преступление и наказание», скоро выйдут «Братья Карамазовы». Ваше отношение?

- Я только что записал «Братьев Карамазовых», это такое удовольствие (улыбается). Я еще успеваю иногда в такой замечательной фирме «Библиофоника» записывать аудиокниги. Испытываю от этого такую радость, от того, что прикасаюсь к хорошему материалу… Я попросил, чтобы на моих дисках было написано не «читает Юрий Григорьев», а «авторское чтение Юрия Григорьева», потому что, надеюсь, те, кто эти книги слушает, чувствуют мое отношение. Я из книжек стараюсь сделать спектакль. У меня, как правило, все герои имеют свою речевую характеристику, я стараюсь н е просто прочитать текст, а создать образы персонажей. Мне самому интересно читать это, представлять, и я надеюсь, что слушателям будет так же интересно.

Над чем Вы сейчас работаете, над какой книгой?

- «Князь тьмы». Это книжка по Булгакову, по «Мастеру и Маргарите», последняя моя работа, она сейчас в процессе. Хотя… «Мастера и Маргариту», как все говорят, лучше не трогать (смеется). После начала работы у меня тут же начало происходить то одно, то другое, то третье! А люди почему-то удивляются: как же так? Там же нет ничего, никаких потусторонних сил! Мы живем здесь, никакой другой той жизни нет! Но, понимаете, нельзя без веры жить. Удивительные люди, живут как-то… но, тем не менее, когда сталкиваешься с чем-то необъяснимым вплотную, то и думать начинаешь по-другому. Есть такая пословица: «на войне нет неверующих». И в сложных обстоятельствах хочешь - не хочешь, а начинаешь молиться, вспоминаешь о Боге.

Источник: peoples.ru