На чтение: 5 мин.
Поделиться: 
Владимир Артамонов
Владимир Артамонов

Владимир Артамонов

летчик-бомбардировщик, Герои советско - японских вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке

Фамилия
Артамонов
Дата рождения
не указана
Возраст
не указан
Страна / Гражданство
Польша
Категория
Герои

После окончания средней школы с 1924 г. на комсомольской работе в Белорецке, Верхнем Авзяне, Каге, Узяне.

В РККА с 1928 г. Член ВКП(б) с 1930 г.

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был командиром 38-го скоростного бомбардировочного авиаполка 23-й авиабригады Забайкальского военного округа.

23.05.39 г. 38-й сбап прибыл в МНР. В полку было 60 скоростных бомбардировщиков СБ. Во время перелета один СБ разбился. Через три дня автотранспортом прибыл наземный состав.

Боевые вылеты полк начал совершать в конце июня. Самые трудные вылеты пришлись на июль.

5.07.39 г. 38-й сбап совершил налет на японские переправы через Халхин-Гол. Японскими истребителями было сбито 2 СБ, 5 членов экипажей погибли.

24.07.39 г. полк понес тяжелые потери. Сначала прямо над целью столкнулись два СБ. Экипажам удалось выпрыгнуть с парашютами, но их дальнейшая судьба осталась неизвестной. На обратном пути бомбардировщики, идущие на высоте 5000 м атаковало до 40 японских истребителей. 35 И-16 из 56-го полка, осуществлявших прикрытие, со своей задачей не справились. Три СБ были сбиты. Все экипажи погибли. Еще две машины разбились во время вынужденных посадок на своей территории. 2-я эскадрилья 38-го сбап, летевшая отдельно, также потеряла два самолета.

31.07.39 г. над целью зенитным огнем был сбит один СБ, а два совершили вынужденные посадки на совей территории из-за отказа двигателей.

В наградном листе указывается, что руководимый Артамоновым «полк является лучшим полком в бригаде, несшей боевую работу с 3 июля до конца операции. Полк сделал 632 боевых вылета. Лично вел 20 боевых вылетов, является образцом мужества, смелости и отваги. Отличный организатор и руководитель, заслуживающий исключительного доверия и уважения у всего личного состава полка и бригады. Лично всегда водил свой полк в бой. Проводил самостоятельную боевую разведку и был примером в боевой работе[3]».

Был награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом «За воинскую доблесть» (10.08.39).

17.11.39 г. капитану Артамонову Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 160.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 г. Командовал 288-м бомбардировочным авиаполком.

Хотя 288-й бап начал формироваться еще до войны, освоение самолета Су-2 в нем сильно затянулось. Лишь в конце июля на аэродроме Полтава к вывозным полетам приступили командиры эскадрилий и звеньев под руководством командира полка. Большинство авиаторов ранее летало на СБ, поэтому одномоторный самолет осваивался с трудом. Лишь в начале сентября полк, имея 17 Су-2, вошел в состав 66-й авиадивизии, действовавшей на Южном фронте.

К концу 1941 г. летчики полка совершили 785 боевых вылетов. Боевые потери составили 11 самолетов.

Хотя у командования 66-й авиадивизии имелось множество претензий к руководству 288-го бап за плохую организацию боевой работы, слабую подготовку летчиков и штурманов (в одном из первых боевых вылетов из-за ошибки в пилотировании сорвался в штопор и разбился экипаж лейтенанта Хиля), полк понес относительно меньшие потери, чем входившие в состав дивизии части на Пе-2 и СБ. Майор Артамонов отмечал, что некоторые Су-2 возвращались на свой аэродром, имея до сотни пробоин.

Наиболее напряженно экипажи 288-го бап работали в октябре (за этот месяц имевшиеся в среднем в части девять исправных Су-2 выполнили 308 вылетов). Осенью немецкая истребительная авиация была на Юго-Западном фронте значительно слабее, чем летом, когда приняли бой и понесли наибольшие потери полки Пе-2 и СБ (40 и 22 самолета соответственно). Кроме того, еще четыре Су-2 составили не боевые потери - их пришлось списать в результате аварий и катастроф.

Холодной и снежной зимой 1941-1942 гг. активность боевых действий была невысокой. Чтобы обеспечить хотя бы один вылет, приходилось по два - три раза за ночь запускать моторы и задолго до рассвета начинать готовить самолет к старту. В мороз и стужу механики разжигали паяльные лампы, а затем с их помощью подогревали маслорадиаторы. Испытывал трудности и экипаж: снежный покров усложнял летчику расчет на посадку, а штурману - ориентировку. В основном полеты совершали наиболее подготовленные экипажи, поскольку Су-2 было трудн о пилотировать в облаках.

Штурманы перешли на бомбометание не «по ведущему», как это практиковалось летом, а с индивидуальным прицеливанием. Часто самолеты шли в атаку, неоднократно меняя курс, а за пять - семь километров до цели неожиданно резко разворачивались, чем затрудняли противнику противодействие…

Затем подполковник Артамонов командовал 209-м бап.

С мая 1942 г. - старший помощник генерального инспектора ВВС Красной Армии, а с октября 1943 г. - старший помощник инспектора ВВС Забайкальского военного округа.

В 1943 г. полковник Артамонов был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, а в 1944 г. – орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

29.09.44 г. он погиб в авиационной катастрофе близ г. Хилок Читинской области. Был похоронен в центре Читы на площади им. Ленина. Именем Героя названы улицы в г. Белорецке и п. Верхний Авзян.

В 1994 г. прах Героя был перезахоронен в Москве.

Источник: peoples.ru