- В России вас не слишком хорошо знают, потому что вы не человек тусовки. Почему пренебрегаете?
- Не люблю тусовку, мне там неинтересно.
- В чем душа танца?
- В любви к профессии. Балет требует полной самоотдачи, даже если у тебя есть семья.
- Каждый спектакль театра Эйфмана - психологическая драма. Как рождается драматический танец?
- Постановка балета длится около года. За это время мы живем вместе со своими героями. В их чувствах очень интересно разбираться. Чтобы лучше понимать глубинные игры ума, я даже начала изучать психологию. И мне кажется, что образы, проживаемые на сцене, очень влияют на судьбы артистов.
- В какой степени вы обязаны подчиняться воле Бориса Эйфмана?
- Каждый артист остается личностью и привносит в образ собственный характер. Все три состава "Анны Карениной" - это три абсолютно разных спектакля.
- Вы осуждаете Каренину за то, что она бросила ребенка?
- По роману ей было дано испытать великое счастье - она полюбила. И я не могу ее осуждать - обстоятельства часто сильнее нас. Очень интересно видеть глаза зрителей, когда они сидят близко и граница между сценой и залом размыта. Люди сопереживают.
- Неужели, танцуя, вы успеваете следить за реакцией зрителей?
- Конечно, на первых спектаклях от волнения ничего не видишь. А когда осваиваешься - начинаешь изучать зал.
- Вы романтичная натура?
- Я искренний и естественный человек. И считаю это важным состоянием души, так как любая фальшь тут же видна на сцене, как на лакмусовой бумажке. Можно придумывать образ, выстраивать его у зеркала, но долго притворяться человек не в силах. Сцена выявляет, какой ты есть на самом деле. Не случайно мне близка роль Жизели. Хотя танцевать Каренину я тоже люблю.
- Вы испытываете чувство ревности к коллегам из других составов спектаклей?
- Нет. Два, три состава - это хорошо, обязательно должна быть смена, подрастающее поколение. Театр не должен страдать из-за нашего тщеславия.
- Вы не волнуетесь, когда хореограф приводит молодую солистку и начинает из нее лепить будущую звезду?
- Может быть, потому, что он сейчас отдает молодым не столько энергии, сколько он отдавал, когда возился со мной...
- А вас сразу взяли солисткой?
- Нас всех приглашают солистками, рисуют огромные перспективы. Но мне пришлось два года танцевать в кордебалете. Это очень важный этап, потому что человек из другой школы должен освоить новую пластику. Я работала, но все время думала: "Когда же придет моя очередь?"
- Ваш муж понимает, какая у вас работа?
- Мой муж раньше тоже танцевал, поэтому он меня понимает. Артистам балета сложно найти спутника жизни, но мне повезло.
- Вы капризная?
- Да.
- Дома или в театре?
- Иногда и в театре. Мы же все с амбициями, мечтами, характерами. А чаще всего капризничаю в семье. Муж терпит мои переживания, усталость, боль, и спасибо ему за это.
- А Эйфман терпит?
- Терпит. Так же, как и мы терпим его непростую натуру. Это его театр, все держится на нем, мы воспитываем друг друга.
- А как вы отдыхаете?
- Люблю отдыхать дома, на кухне хлопотать.
- Не пельмени же лепит балерина Вера Арбузова!
- Леплю. Я сибирячка, из Красноярска. Воспитывалась в большой семье, с традициями, с обедами за большим столом. Под Новый год все садились в круг, делали пельмени. Мне эти воспоминания греют душу, я мечтаю эту традицию сберечь в своей семье.
- А кто ваши друзья? Коллеги из театра?
- Нет, не с работы. Врачи, актеры. Но это настоящие, близкие друзья.
- Сколько лет вы себе еще отпустите на сцене?
- Не думаю, что буду танцевать лет через десять. В Европе так долго не танцуют. Смотреть на старых артистов никакого удовольствия не доставляет, балет - искусство молодых. Жаль, конечно, что наша творческая жизнь так быстро пролетает. Я, по-моему, лет шесть была в группе "подающих надежды".
- У вас хватит силы воли произнести: "Все, ухожу"?
- Да, я сильный человек.
- Чем займетесь? Бизнесом?
- Я бы хотела быть психологом. Мне интересны взаимоотношения между людьми, поиск взаимопонимания. Но я понимаю, что моя профессия предполагает другой путь. Получу диплом педагога-репетитора в Вагановской академии и буду учить детей.
Источник: peoples.ru