С длинными конечностями, высокая, стройная, физически одаренная, сверхгибкая, с огромным шагом, Светлана Захарова воплощает новый тип петербургских балерин, взлелеянный Мариинским театром в преддверии XXI века.
Светлана Захарова родилась в Луцке, на Украине, 10 июня 1979 года. В шестилетнем возрасте мать отвела ее в хореографический кружок, где Светлана занималась народными танцами. В возрасте десяти лет она поступила в Киевское хореографическое училище. Проучившись четыре месяца, Захарова покинула училище, так как ее семья переехала в Восточную Германию в соответствии с новым назначением ее отца-военнослужащего.
Вернувшись через полгода на Украину, Захарова снова сдала экзамены в Киевское хореографическое училище и была принята сразу во второй класс. В Киевском училище она занималась главным образом с Валерией Сулегиной.
В 1995 году, проучившись шесть лет в Киевском училище, Захарова приняла участие в Международном конкурсе молодых танцовщиков Vaganova-Prix в Санкт-Петербурге. Она получила второй приз за исполнение партии Принцессы Флорины в па-де-де Голубой Птицы из "Спящей красавицы".
После конкурса Захаровой была предоставлена возможность продолжить обучение в Вагановской академии в Санкт-Петербурге. Вместо ожидаемого второго курса она была принята сразу на третий, выпускной курс (в класс Елены Евтеевой, выдающейся балерины Кировского театра предыдущего поколения). Еще будучи студенткой Вагановской Академии, Захарова станцевала партию Повелительницы дриад в спектакле Мариинского театра.
В начале июня 1996 года Светлана Захарова закончила Вагановскую академию, исполнив на выпускном концерте па-де-де Чайковского-Баланчина. Одноклассницей Захаровой была Дарья Павленко, и этот класс был первым выпуском Елены Евтеевой. Захарову сразу приняли в балетную труппу Мариинского театра. 21 июня она исполнила "Умирающего лебедя" в концерте Мариинского балета на сцене Эрмитажного театра. Ей было всего 17 лет. Год спустя она уже заняла положение балерины.
В Мариинском театре репетитором Светланы Захаровой стала опытная Ольга Моисеева, с которой у Захаровой установилось долговременное сотрудничество. Захарова готовила с ней все свои новые партии, и Моисеева стала ключевой фигурой в ее творческом развитии.
В свой первый сезон в Мариинском театре (1996-97) Захарова исполнила партию Принцессы Флорины в балете "Спящая красавица". Другой ее важный дебют состоялся 27 октября 1996 года, когда она исполнила партию Марии в драмбалете Ростислава Захарова "Бахчисарайский фонтан" в дуэте с Рубеном Бобовниковым.
В это же время Захарову заметил директор Большого театра Владимир Васильев, который хотел занять ее в партии Лебедя в планируемой им новой постановке "Лебединого озера". Однако предложение Васильева танцевать в Большом Захарова предпочла отклонить.
В декабре 1996-январе 1997 гг Захарова впервые приняла участие в больших гастролях Мариинского театра. В Лондоне, в театре "Коллизеум", она исполнила партию Маши и па-де-труа в "Щелкунчике" В. Вайнонена.
12 февраля 1997 года Светлана Захарова станцевала Гюльнару в "Корсаре", а 2 апреля впервые исполнила заглавную партию в "Жизели". Ее дебют в "Жизели" удостоился благоприятных отзывов, а один критик даже сравнил ее с легендарной Ольгой Спесивцевой.
23 июня 1997 года последовал еще один дебют - она станцевала Невесту в "Свадебке", новой постановке, сделанной для Мариинского театра Алексеем Мирошниченко.
В июне 1997 года она также получила специальный приз "Надежда" от Санкт-Петербургского пивоваренного завода "Балтика".
5 июля Захарова вместе с такими известными балеринами как Алтынай Асылмуратова, Галина Мезенцева и Юлия Махалина, выступила в гала-концерте, посвященном 50-летию творческой деятельности Ольги Моисеевой. Захарова станцевала па-де-де Чайковского-Баланчина с Андрианом Фадеевым.
Летом 1997 года Захарова приняла участие в гастролях балета Мариинского театра в Лондоне, где станцевала сольную партию в "Шопениане", Принцессу Флорину в "Спящей красавице", Марию в "Бахчисарайском фонтане" и "Жизель". Ее выступление в "Жизели" с Игорем Зеленским принесло ей полные горячего одобрения рецензии лондонских критиков, которые сравнивали ее с Галиной Улановой и Натальей Макаровой. В январе 1998 года Захарова была выдвинута на соискание Национальной театральной премии "Золотая маска" за ее исполнение "Жизели", хотя в итоге она не получила этой награды.
В ее второй сезон в Мариинском театре (1997-1998) Светлана Захарова значительно расширила свой репертуар. Она продолжала танцевать Жизель и Марию и дебютировала в главных партиях в "Спящей красавице" и "Серенаде" Дж. Баланчина (George Balanchine).
В январе-феврале 1998 года Захарова приняла участие в гастролях Мариинского театра в Москве, на сцене Большого театра, где исполнила "Жизель" с Фарухом Рузиматовым.
13 марта 1998 года Захарова выступила в Эрмитажном театре в концерте, посвященном памяти Рудольфа Нуриева. 26 марта она впервые станцевала заглавную партию в балете "Спящая красавица" в паре с Виктором Барановым.
В апреле 1998 года в Мариинском театре состоялась премьера "Серенады" Джорджа Баланчина, перенесенной в театр Францией Рассел (Francia Russell). Захарова станцевала сольную партию на премьере 30 апреля. В следующем году, 5 апреля 1999 года, она получила за свое выступление в "Серенаде" премию "Золотая Маска".
В 1998 году Светлана Захарова также станцевала "Жизель" в Москве, с труппой Большого театра.
В свой третий сезон (1998-1999), 16 ноября 1998 года, Захарова впервые станцевала партию Одетты-Одиллии в балете "Лебединое Озеро" с Данилой Корсунцевым в партии Зигфрида. 24 ноября она также исполнила сольную партию в новой постановке Алексея Ратманского "Поэма экстаза". В апреле 1999 года она впервые исполнила первую часть "Симфонии до мажор" Дж. Баланчина.
Позднее в том же сезоне Захарова также станцевала Аврору в реконструированной Мариинским театром "Спящей красавице" и дебютировала в партии Медоры в "Корсаре" (июнь 1999).
На ответственных гастролях Мариинского балета в театре "Метрополитен-Опера" в Нью-Йорке (28 июня - 7 июля 1999 года) Светлана Захарова исполнила партию принцессы Авроры в "Спящей красавице", которой открылись гастроли. В тот нью-йоркский сезон Захарова также появилась в балетах "Бахчисарайский фонтан", "Серенада", "Аполлон Мусагет" и "Симфония до мажор". Хотя ее выступление в старой-новой "Спящей красавице" было сдержанно принято американской критикой, она была выдвинута на соискание премии "Золотая Маска" за исполнение партии принцессы Авроры. Она получила свою вторую "Золотую Маску" 27 марта 2000 года.
Махар Вазиев, директор балетной труппы Мариинского театра, при помощи балетмейстеров Елены Воронцовой и Вячеслава Хомякова, перенес версию балета "Корсар" Мариинского театра в Аргентину, в театр "Колон" в Буэнос-Айресе. Премьера спектакля, состоявшаяся 5 октября 1999 года, была исполнена Светланой Захаровой, Евгением Иванченко и Фарухом Рузиматовым.
Четвертый сезон Захаровой в Мариинском театре (1999-2000) также был отмечен чередой важных дебютов, начавшихся с партии Никии в "Баядерке" 16 декабря 1999 (в дуэте с Игорем Зеленским). В феврале 2000 года она впервые станцевала главную партию в "Бриллиантах", финальной секции баланчинского триптиха "Драгоценности", который стал одной из наиболее удачных премьер Мариинского балета за последние годы. Ее партнером снова был Игорь Зеленский.
30 марта 2000 года в Мариинском театре состоялась премьера балета К. МакМиллана (Kenneth MacMillan) "Манон". 1 апреля 2000 года Светлана Захарова и Евгений Иванченко станцевали в этом спектакле главные партии.
Летом 2000 года Мариинский театра предпринял масштабные гастроли в Лондоне, представив несколько недель балета и оперы в театре "Ковент-Гарден". Балетная труппа выступала с 12 по 27 июня и с 31 июля по 19 августа. Захарова танцевала главные партии в "Спящей красавице", "Шопениане", "Баядерке", "Лебедином озере", "Бриллиантах" и "Дон Кихоте". 18 августа, на сцене "Ковент-Гардена", она впервые выступила в партии Китри. Ее Китри в Мариинском театре последовала в октябре.
В декабре 2000 года Захарова и Игорь Зеленский были приглашены танцевать "Щелкунчика" в версии Баланчина с труппой "Нью-Йорк Сити Балет".
На Первом международном фестивале балета "Мариинский" в феврале 2001 года Захарова танцевала "Баядерку" с Хосе Мануэлем Кареньо (Jose Manuel Carreño) и "Аполона Мусагета" с Итоном Стифелом (Ethan Stiefel), звездами Американского Балетного театра.
17 апреля 2001 года Светлана Захарова и Игорь Зеленский станцевали "Манон" в Мюнхене, с труппой Bayerisches Staatsballett.
28 апреля 2001 года Мариинский театр показал премьеру трех балетов Джона Ноймайера (John Neumeier). Светлана Захарова и Илья Кузнецов исполнили главные партии в балете "Теперь и тогда" ("Now and Then"). За эту роль Светлана Захарова была выдвинута на соискание "Золотой Маски", но не получила награду.
Во время гастролей балетной труппы Мариинского театра в Лондоне летом 2001 года (12 июня-21 июля) Захарова танцевала почти весь гастрольный репертуар, включая "Спящую красавицу", "Манон", "Корсара", "Шопениану", "Апполона Мусагета", "Серенаду" и "Бриллианты".
В очередных обменных гастролях Большого и Мариинского театров в ноябре 2001 года балетная труппа Мариинского театра выступила на сцене Большого театра в Москве. Светлана Захарова и Игорь Колб станцевали главные партии во втором представлении старой-новой "Спящей красавицы".
10 ноября 2001 года Захарова дебютировала в партии Зобеиды в балете М. Фокина "Шехерезада", с Фарухом Рузиматовым в роли Золотого Раба. 16 января 2002 года состоялся ее дебют в роли Джульетты в "Ромео и Джульетте" Л. Лавровского.
В феврале 2002 года Светлана Захарова принимала участие в гастролях балетной труппы Мариинского театра на сцене Кеннеди-Центра в Вашингтоне (12-17 февраля), где станцевала принцессу Аврору и главную партию в "Бриллиантах".
На Втором международном фестивале балета "Мариинский" (9-18 марта 2002 года) Захарова танцевала главные партии в "Корсаре" и "Драгоценностях". В последнем спектакле ее партнером был гастролер Владимир Малахов.
В это время Светлана Захарова появлялась в качестве приглашенной звезды в различных труппах по всему миру. В октябре 2001 года она исполнила в Рио-де-Жанейро "Лебединое озеро" в постановке Натальи Макаровой. В декабре была приглашена в Парижскую Оперу, где трижды станцевала "Баядерку" в постановке Рудольфа Нуриева с Жаном-Гийомом Баром (Jean-Guillaume Bart). За эту партию она была номинирована на "Бенуя де ля данс". В феврале 2002 года она станцевала "Лебединое озеро" (в постановке К. Сергеева) с балетной труппой Нового Национального Театра в Токио и "Спящую красавицу" (версия Пола Чалмера) в Римской Опере.
1 апреля 2002 года в рамках фестиваля "Золотая Маска" балетная труппа Мариинского театра исполнила в Москве, на сцене Большого театра, программу балетов Дж. Ноймайера. Захарова станцевала сольную партию в "Теперь и тогда", за которую была выдвинута на соискание премии (премию в итоге получила солистка Мариинского театра Наталья Сологуб).
26 апреля 2002 года в Большом театре прошла десятая церемония награждения лауреатов приза "Бенуа де ля данс". В гала-концерте Светлана Захарова, выдвинутая на соискание премии за исполнение партии Никии в Парижской Опере, и Андрей Меркурьев, исполнили "Средний дуэт" в хореографии Алексея Ратманского. Приз Захарова не получила.
В июне 2002 Захарова вместе с труппой Английского Национального Балета станцевала "Лебединое озеро" в новой постановке Дерека Дина (Derek Deane), "в круге", на сцене Royal Albert Hall в Лондоне. Ее партнером был премьер Большого театра Сергей Филин.
В июле 2002 года Захарова в составе балетной труппы Мариинского театра появилась на гастролях в театре "Метрополитен-Опера" в Нью-Йорке. Снова, как в 1999 году, она открыла гастроли, исполнив на этот раз партию Никии в новой-старой "Баядерке". На тех же гастролях она станцевала первое представление "Лебединого озера" и выступила в "Бриллиантах".
5 сентября 2002 г. Светлана Захарова танцевала па-де-де из балета "Корсар" с Хосе Мануэлем Кареньо в гала-концерте международных звезд "19th Gala des Etoiles" на сцене Place des Arts в Монреале, Канада.
В октябре 2002 года Захарова во второй раз была приглашена танцевать с балетной труппой Парижской Оперы. Она станцевала два "Лебединых озера" в постановке Нуриева на сцене Опера Бастий (24 и 26 октября) в паре с Жаном-Гийомом Баром, с которым она танцевала "Баядерку" предыдущей зимой.
В это же время балетная труппа Мариинского театра выступала в Париже, в театре Шатле (16-31 октября). Захарова танцевала Зобеиду в "Шехерезаде" и Никию в старой-новой "Баядерке".
21 ноября 2002 года Светлана Захарова станцевала "Жизель" в Большом театре в Москве, на закрытом целевом представлении для американского Сити-Банка. Ее партнером был Владимир Непорожний. Это было второе выступление Захаровой в "Жизели" в Большом театре, первое состоялось на несколько лет раньше.
19 декабря 2002 года Светлана Захарова выступила в гала-концерте звезд мирового балета, посвященном Рудольфу Нуриеву, на сцене театра Ла Скала в Милане. Она станцевала па-де-де из "Жизели" в паре с премьером Большого театра Николаем Цискаридзе.
В декабре 2002 года Светлана Захарова танцевала Жизель в театре Мегарон в Афинах, в Греции, с кордебалетом Софийского театра. Ее партнером был Игорь Зеленский. Партию Мирты танцевала Мария Александрова из Большого театра.
В феврале 2003 г. Светлана Захарова и Игорь Зеленский станцевали "Баядерку" (в редакции Асами) с балетной труппой Нового Национального Театра в Токио.
На Третьем международном фестивале балета "Мариинский" (21 февраля - 2 марта 2003) Светлана Захарова станцевала "Манон" с Ильей Кузнецовым и па-де-де из "Корсара" с Игорем Зеленским.
В марте 2003 г. в рамках фестиваля "Золотая маска" прошли обменные гастроли Большого и Мариинского театров. 14 марта Захарова станцевала на сцене Большого "Средний дуэт" (с Андреем Меркурьевым), а 16 марта - "Манон" (с Ильей Кузнецовым).
В конце марта 2003 г. Светлана Захарова была снова приглашена в Римскую Оперу танцевать "Лебединое озеро" в новой постановке с хореографией Галины Самсовой. Ее партнером был Евгений Иванченко.
18 апреля 2003 г. в Мариинском театре состоялась премьера балета Харальда Ландера "Этюды". Главные партии станцевали Светлана Захарова, Леонид Сарафанов и Андриан Фадеев.
14 мая 2003 г. в Мариинском театре прошел гала-концерт в честь Ольги Моисеевой. В концерте Светлана Захарова станцевала номер "Умирающий лебедь" и балет "Шехерезада" (с Николаем Цискаридзе).
17 мая 2003 г. Светлана Захарова станцевала "Жизель" в Большом театре (в версии В. Васильева). Ее партнером был Николай Цискаридзе. Это было третье выступление Захаровой в "Жизели" с труппой Большого театра.
12 июня 2003 г. на сцене Большого театра состоялся юбилейный вечер в честь Марины Семеновой. На вечере Светлана Захарова и Николай Цискаридзе станцевали главные партии в акте теней из "Баядерки".
В июле 2003 Светлана Захарова и Николай Цискаридзе получили призы журнала "Danza&Danza" в категории "Etoile" ("Звезда") за 2002 год (Больцано, Италия). На гала-концерте 12 июля Захарова танцевала "Умирающего лебедя", Цискаридзе - номер "Нарцисс".
В июле-августе 2003 г. Светлана Захарова гастролировала с Мариинским театром в Граце (Австрия) и Лондоне. 2 июля она открыла сезон в Граце (2-14 июля) балетом "Ромео и Джульетта", за которым последовали главные роли в "Лебедином озере" и "Драгоценностях" ("Бриллианты"). 21 июля она открыла сезон в Лондоне (21 июля - 9 августа) на сцене театра Ковент-Гарден, в роли Медоры в балете "Корсар". Затем она танцевала Одетту-Одиллию, Никию, Зобеиду и главную партию в "Этюдах". Во время пребывания Мариинского театра в Лондоне было объявлено, что со следующего сезона Захарова переходит в Большой театр.
30 августа 2003 г. на сцене Большого театра состоялся заключительный гала-концерт фестивала "Гран Па". В концерте Светлана Захарова и Николай Цискаридзе станцевали адажио из балета "Шехерезада".
Сезон 2003-2004 Захарова начала в Большом театре. 5 октября 2003 г. состоялось ее первое выступление в качестве солистки московской труппы - в "Жизели" В. Васильева с Николаем Цискаридзе в роли Альберта и Марией Александровой в роли Мирты. В Большом театре педагогом-репетитором Захаровой стала Людмила Семеняка, бывшая балерина Большого, которая, как и Захарова, начинала свою творческую деятельность в Кировском театре.
27, 29 и 31 октября 2003 г. в Большом театре прошли представления балета "Дочь фараона", которые были засняты на видео французской компанией Bel Air для последующего выпуска DVD-версии балета. Главные партии исполнили Светлана Захарова (для нее это было дебютом в роли Аспиччии) и Сергей Филин.
7 декабря 2003 г. Светлана Захарова впервые станцевала Одетту-Одиллию в "Лебедином озере" в редакции Ю. Григоровича. Ее партнером был Андрей Уваров.
Светлана Захарова появилась в качестве главной звезды на гастролях Большого театра в Париже, проходивших с 7 по 24 января 2004. В Париже она танцевала первые спектакли "Лебединого озера" и "Дочери фараона". На специальном гала-представлении в Версале 12 января, посвященном возвращению Большого театра в Париж, она танцевала номер "Умирающий лебедь". Этими выступлениями она подтвердила, что является одной из наиболее популярных в Париже русских балерин, заслужила восторги публики и похвалы критиков.
25 января Захарова, впервые со времени ее перехода в Большой, появилась в Мариинском театре, где станцевала главную партию в "Баядерке" с Игорем Зеленским и Ириной Желонкиной. Спектакль был посвящен Ольге Моисеевой, бывшему педагогу Захаровой.
В конце января 2004 г. Захарова гастролировала в Токио в одной из балетных трупп Петербурга. Она танцевала "Баядерку" и "Жизель", оба балета с Фарухом Рузиматовым.
18 февраля 2004 г. Светлана Захарова впервые исполнила главную роль в спектакле "Спящая красавица" (версия Ю. Григоровича). Ее партнерами были Александр Волчков (Принц Дезире), Мария Александрова (Фея Сирени). 12 марта она станцевала II часть в "Симфонии до мажор" (с Александром Волчковым), за которой последовала Никия в "Баядерке" Григоровича 31 марта (с Андреем Уваровым).
В то же время (25 февраля, 2 и 4 марта) Захарова в третий раз выступила в Парижской Опере, трижды станцевав Жизель. Ее партнером был Лоран Илер (Laurent Hilaire).
Награды:1995 - второй приз Международного конкурса молодых танцовщиков Vaganova-Prix в Санкт-Петербурге.
1997 - "Балтика"- приз "Надежда".
1999 - Золотая Маска за главную партию в балете "Серенада" Дж. Баланчина.
2000 - Золотая Маска за главную партию в балете "Спящая красавица" (версия С. Вихарева).
2001 - специальный приз Санкт-Петербурга "Люди нашего города" за достижения в балете.
2002 - приз "Etoile" от журнала "Danza&Danza" (Больцано, Италия).
Репертуар:"Дон Кихот" (М. Петипа, А. Горский), Повелительница дриад (1996)
"Спящая красавица" (М. Петипа, постановка К. Сергеева), Принцесса Флорина (1996)
"Па-де-де Чайковского-Баланчина", солистка (1996)
"Умирающий лебедь" (М. Фокин), (1996)
"Бахчисарайский фонтан" (Р. Захаров), Мария (1996)
"Щелкунчик" (В. Вайнонен), Маша и па-де-труа (1996)
"Корсар" (М. Петипа, постановка П. Гусева), Гюльнара (1997)
"Жизель" (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), Жизель (1997)
"Свадебка" (А. Мирошниченко), Невеста (1997)
"Шопениана" (М. Фокин), вальс и мазурка (1997)
"Ромео и Джульетта" (Л. Лавровский), Подруга Джульетты (1997)
"Спящая красавица" (М. Петипа, постановка К. Сергеева), Принцесса Аврора (1998)
"Аполлон Мусагет" (Дж. Баланчин), Терпсихора (1998)
"Жизель" (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, постановка В. Васильева), Жизель (1998)
"Серенада" (Дж. Баланчин), солистка (1998)
"Лебединое озеро" (М. Петипа, Л. Иванов, постановка К. Сергеева), Одетта-Одиллия (1998)
"Поэма экстаза" (А. Ратманский), солистка (1998)
"Симфония до мажор" (Дж. Баланчин), солистка I части (1999)
"Спящая красавица" (М. Петипа, постановка С. Вихарева), Принцесса Аврора (1999)
"Корсар" (М. Петипа, постановка П. Гусева), Медора (1999)
"Баядерка" (М. Петипа, В. Чабукиани, Пономарев), Никия (1999)
"Драгоценности" ("Бриллианты") (Дж. Баланчин), солистка (2000)
"Манон" (К. МакМиллан), Манон (2000)
"Щелкунчик" (Дж. Баланчин) (2000)
"Дон Кихот" (М. Петипа, А. Горский), Китри (2000)
"Теперь и тогда" (Дж. Ноймайер), солистка (2001)
"Барышня и хулиган" (К. Боярский), Барышня (2001)
"Лебединое озеро" (М. Петипа, Л. Иванов, постановка Н. Макаровой), Одетта-Одиллия (2001)
"Баядерка" (М. Петипа, постановка Р. Нуриева), Никия (2001)
"Шехерезада" (М. Фокин), Зобеида (2001)
"Спящая красавица" (М. Петипа, постановка П. Чалмера), Принцесса Аврора (2002)
"Ромео и Джульетта" (Л. Лавровский), Джульетта (2002)
"Лебединое озеро" (М. Петипа, Л. Иванов, постановка Д. Дина), Одетта-Одиллия (2002)
"Лебединое озеро" (М. Петипа, Л. Иванов, постановка Р. Нуриева), Одетта-Одиллия (2002)
"Пахита - гран па" (М. Петипа), Пахита
"Средний дуэт" (А. Ратманский)
"Баядерка" (М. Петипа, пост ановка Асами), Никия (2003)
"Лебединое озеро" (М. Петипа, Л. Иванов, постановка Г. Самсовой), Одетта-Одиллия (2003)
"Этюды" (Х. Ландер), солистка (2003)
"Дочь фараона" (П. Лакотт), Аспиччия (2003).
"Лебединое озеро" (М. Петипа, Л. Иванов, постановка Ю. Григоровича), Одетта-Одиллия (2003)
"Спящая красавица" (М. Петипа, постановка Ю. Григоровича), Принцесса Аврора (2004)
"Симфония до мажор" (Дж. Баланчин), солистка II части (2004)
"Жизель" (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, постановка П. Бара), Жизель (2004)
"Баядерка" (М. Петипа, постановка Григоровича), Никия (2004)
Источники:1. "Letter from St. Petersburg" - A monthly newsletter by Igor Stupnikov published in The Dancing Times (London).
2. "Interview with Svetlana Zakharova" by Margaret Willis in The Dancing Times, October 1997.
3. Interview with Svetlana Zakharova (Russian TV - Za kulise, 2000).
Источник: peoples.ru