Ольга Волкова - человек парадоксальный. Выросла в актёрской семье, а говорит, что с детства мечтала вовсе не о сцене, а об археологии. И если бы училась в хорошей школе, то как знать... Может быть, мы так бы никогда и не увидели её ни на кого не похожих героинь в кино, в театре, на телевидении. Но, к счастью, всё сложилось так, как было предписано судьбой.
Дед Ольги Волковой - знаменитый провинциальный актёр Иван Александрович Вольский - создатель петербургских театров "Кривой Джимми" и "Старинный водевиль".
Сама Ольга росла хулиганкой, училась плохо и постоянно смешила одноклассников. Однажды к ней подошла строгая девица и велела прийти в драмкружок. Ольга ненавидела самодеятельность, но всё же пришла. Девицей оказалась Алиса Фрейндлих, руководительницей кружка - Мария Призван-Соколова.
ТеатрНепоседливая и не очень привлекательная, Ольга Волкова в театральном институте провалилась, через год (в 1957 г.) её устроили "по блату" в Ленинградский ТЮЗ, где постоянно ругали и считали её безнадёжной. В 1960 году она окончила актерскую студию при ТЮЗе (мастерская Л.Макарьева) и стала актрисой театра. Вскоре в актрисе разглядели яркую индивидуальность, и она стала много работать.
В ТЮЗе Волкова проработала до 1970 года, затем шесть лет выступала на сцене Театра Комедии им. Н.П.Акимова, а с 1976 года стала актрисой Ленинградского БДТ им. М.Горького, куда её пригласил Георгий Товстоногов.
Рассказывают, что в театрах, где она работала, ее боялись за острый, как бритва, язык.
Ольга Волкова с этим не согласна: "Меня не боялись, меня не любили. Меня не понимали, а когда человека не понимают, то его и не любят. Я никогда не была в стаде, хотя вовсе не считаю это хорошим качеством. На самом деле я - человек очень контактный и мобильный… Но мой круг интересов всегда был чуть больше, чем только театр. Я никогда не умирала от желания во что бы то ни стало выйти на сцену, никогда и в мыслях не держала обычную актёрскую поговорку: если не сыграю эту роль, повешусь. В театре всегда существуют какие-то закулисные посиделки, такова норма поведения. Я же, хоть и выросла в актёрской семье, всё это не очень люблю.
И я ничего не боялась. У меня не было страха перед начальством. Не было трепета и страха ни перед секретарём партбюро, ни перед главным режиссёром. Меня было трудно задавить, потому что у меня никогда не пропадает чувство юмора".
Именно за отсутствие страха и умение владеть собой актрису высоко ценил главный режиссер БДТ Георгий Александрович Товстоногов.
КиноВ кино Ольга Волкова - с 1965 года. Первоначально она снималась мало и в основном в эпизодических ролях. Самой заметной работой была роль Лотты в фильме-оперетте "Летучая мышь".
В начале 80-х на Волкову и обратил внимание режиссёр Эльдар Рязанов. Он увидел актрису в спектакле по пьесе "Сослуживцы" (авторы Брагинский и Рязанов) в роли Калугиной. Тогда ему и пришла мысль пригласить ее в свой фильм "Вокзал для двоих", где она сыграла официантку Виолетту, небольшую, но запоминающуюся роль.
После этого фильма Волкова стала много сниматься, в том числе и у Рязанова. В кино актриса играет странных, порой чудаковатых женщин, очень темпераментных и эксцентричных.
Среди других наиболее заметных фильмов с участием актрисы: "Остров сокровищ" (миссис Хоккинс), "ТАСС уполномочен заявить" (Эмма Шанс), "Аплодисменты, аплодисменты" (Полина), "Снегурочку вызывали?" (Светлана Ивановна), "Прости" (Свирская), "Необыкновенные приключения Карика и Вали" (бабушка), "Цыганский барон" (Мирабелла), "Забытая мелодия для флейты" (Сурова), "Бедная Саша" и др.
В 1991 году Волкова сыграла одну из своих лучших ролей - нищенку Катю Иванову в социальной трагикомедии Эльдара Рязанова "Небеса обетованные". Говорят, эта роль была написана Рязановым специально для Ольги Волковой.
После удачных ролей в фильмах "Привет, дуралеи!" и "Небеса обетованные" Эльдар Рязанов называет актрису своим талисманом.
В последние годы Ольга Волкова активно снимается в различных сериалах (Эмма Марковна - "Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант" и др.).
Переезд в МосквуПроработав более двадцати лет в Ленинградском БДТ, Ольга Волкова вдруг круто изменила привычное течение жизни. В 1997 году она оставила родной город и переехала в Москву. С тех пор она работает по договорам - активно участвует в антрепризах.
Ольга Волкова так объясняет свой переезд:
"Такого количества антреприз и снимаемых фильмов, как в Москве, в Питере нет. Оказаться здесь - значит иметь возможность работать и держать дом на плаву. Работа в антрепризах и психологически, и творчески меня более чем устраивает. В театре спектакль ставят восемь месяцев, год, а то и больше. Здесь - за сорок два дня. Это очень мобилизует. Кроме того, у меня всё время новые партнёры. Это ответственно, азартно и интересно. Как ни странно, именно в антрепризе очень творческая атмосфера. Люди понимают, что должны отвечать за уровень, поэтому идёт такая насыщенная и стремительная работа. В БДТ я работала 23 года, до этого пять лет в Театре комедии и 15 лет в ТЮЗе. Я знала своих партнёров наизусть. Один и тот же спектакль иногда играла по двадцать лет. Он уже пуст, высушен до предела, но всё равно идёт. А в антрепризе спектакль, который идёт на спад, тут же снимается, кончает своё существование".
Личная жизньКак говорит об Ольге Волковой ее бывшая невестка Чулпан Хаматова: "Она не потеряла с возрастом ни вкуса к жизни, ни бешеного азарта".
Фамилия Волкова у актрисы от первого мужа. Вторым мужем Ольги Волковой был популярный актёр театра и кино с такой же фамилией - Николай Волков-младший, играющий на сцене Театра на Малой Бронной.
Третий муж - Владимир Ховралев, главный художник Театра кукол в Санкт-Петербурге. О нем Ольга Волкова отзывается, как о человеке редкой культуры и интеллигентности, у которого, как выразилась сама актриса, потрясающий литературный вкус и который, при всем этом, не считает за большое одолжение что-то сделать по дому.
Сын Ольги Волковой - Иван Волков - тоже актёр, бывший муж звезды театра и кино Чулпан Хаматовой.
Дочь Катя также снималась в кино, замужем за Аркадием Ковалем, актером санкт-петербургского Малого драматического театра.
Фильмография:1967 Первороссияне
1972 Учитель пения
1976 Житейское дело (новелла в к/а "Житейское дело")
1979 В моей смерти прошу винить Клаву К.
1979 Влияние гамма-лучей на бледно-розовые коготки
1979 Летучая мышь
1979 Мой первый друг
1979 Трое в лодке, не считая собаки
1982 Вокзал для двоих
1982 Кража
1982 Остров сокровищ
1982 Шапка Мономаха
1983 Дублер начинает действовать
1983 Уникум
1984 Аплодисменты, аплодисменты...
1984 Жестокий романс
1984 И вот пришел Бумбо...
1984 Ольга и Константин
1984 Подслушанный разговор
1984 ТАСС уполномочен заявить...
1985 Подсудимый
1985 Снегурочку вызывали?
1985 Сон в руку, или чемодан
1986 Мой нежно любимый детектив
1986 Пиквикский клуб
1986 При открытых дверях
1986 Прости
1986 Скрепки (новелла в к/а "Исключения без правил")
1987 Забытая мелодия для флейты
1987 Необыкновенные приключения Карика и Вали
1987 Сказка про влюбленного маляра
1988 Убить дракона
1988 Физики
1988 Цыганский барон
1989 Зима в раю
1990 Анекдоты
1990 Закат
1990 Карьер
1990 Самоубийца
1990 Яма
1991 Ann a Karamazoff (Анна Карамазофф)
1991 Небеса обетованные
1992 Восточный роман
1992 Рэкет ("...путем угроз, насилия и шантажа")
1992 Старые молодые люди
1992 Странные мужчины Семеновой Екатерины
1993 Ангелы в раю
1993 Лабиринт любви
1993 Мне скучно, бес
1993 Не хочу жениться!
1993 Страсти по Анжелике
1993 Счастливый неудачник
1994 Колечко золотое, букет из алых роз
1994 Трень-брень
1994 Я свободен, я ничей
1995 Домовик и кружевница
1995 Исповедь незнакомцу ("откровения незнакомцу")
1996 Привет, дуралеи!
1997 Бедная Саша
1998 Райское яблочко
1998 Тоталитарный роман
2000 Бременские музыканты и Cо
2000 Тихие Омуты
2000 Фортуна
2001 Дракоша и компания - сериал
2001 След оборотня - сериал
2003 Сказ о Федоте стрельце
2003 Евлампия Романова. Следствие веде
Источник: peoples.ru