На чтение: 17 мин.
Поделиться: 
Олег Литвишко
Олег Литвишко

Олег Литвишко

композитор

Фамилия
Литвишко
Имя
Олег
Дата рождения
не указана
Возраст
не указан
Страна / Гражданство
Россия
Категория
Композиторы

Тогда кто он? Не получивший корочки о высшем музыкальном образовании, но экспериментирующий в рамках передовой электронной музыки. Потрудившийся для телевизионного звукового дизайна – ему принадлежит большая часть оформления Первого канала и не только. А стилистическое разнообразие его музыки для рекламы таково, что в ней в гармоничном миксе существуют jazz, soul, funky, rock, blues, hip-hop и techno. И это все – композитор Олег Литвишко.

- Хорошая музыка для рекламы – это что такое?

- Примерно то же самое, что и просто хорошая музыка, не для рекламы. Хорошая – она и есть хорошая.

- А вот, скажем, чем музыка Олега Литвишко отличается от музыки всяких прочих композиторов? Есть что-то такое особенное?

- К сожалению, никогда не сравнивал и вообще не думал об этом. Сейчас жалею. А вообще-то, скорее всего, у меня нет никакого определенного стиля, потому что приходится писать совершенно разнообразные вещи – от псевдосимфонической музыки до какой-нибудь модной электроники. Такой вот получается конформизм.

- Ну, а коллег-то своих вы хотя бы узнаете по их стилю, когда не знаете, чья это работа?

- Чаще всего узнаю. Но тоже не всегда.

- И кто больше нравится из конкурентов?

- Например, Войтинский, Чекрыжов. А бывает, что и они не нравятся.

- А есть какие-то совсем новые авторы, которые ваше внимание притянули?

- Я не знаю, как его зовут и откуда он появился, но он совершенно новый. Например, для Snickers он сделал музыку для ролика с экскаваторами. Получилось очень свежо и такая экстазная песенка.

- Почему так вышло, что у нас очень мало востребованных рекламных композиторов? Пять березок в чистом поле - практически одни и те же имена. Почему так узок круг?

- Мы в этом не виноваты – рынок захвачен теми, кто оказался на нем с самого начала.

- И как молодому гению сейчас пробиться?

- Не знаю, может быть, нам надо бороться со страхами агентств и клиентов и с их привычкой использовать одни и те же проверенные имена.

- Существует ли какая-то профессиональная этика внутри вашего маленького сообщества рекламных композиторов?

- Я, например, ужасно не люблю, когда меня просят переделать музыку, которая написана кем-то из моих коллег. И в таких случаях всячески пытаюсь отказаться. Но не всегда получается.

- Почему вообще возникает такая ситуация?

- Я не знаю, по каким причинам заказчики не хотят отдавать композитору его собственную музыку на растерзание, а просят кого-то другого сделать это. Но бывает ужасно неприятно. И я стараюсь за это не браться.

- Существует ли у вас, у рекламных композиторов, какое-то цеховое сообщество, вроде профсоюза или еще какого-то союза, который бы помогал разрешать трудные проблемы? И вообще какую-то поддержку, правовую, например, осуществлял?

- К сожалению, ничего официального нет. Есть, конечно, такой междусобойчик… Все друг с другом в хороших отношениях. В трудные моменты всегда можно к коллеге обратиться. У меня был такой случай: это вечная история, когда клиент просит как можно ближе к референсу, но при этом чтобы никто не придрался. То есть чтобы ничьи авторские права не были нарушены. Вообще это нонсенс, потому что всем понятно: чем больше мелодии похожи, тем, естественно, опаснее ситуация. Я звонил тогда Сереже Чекрыжову и советовался с ним по поводу авторских прав. Вроде все обошлось.

- Я понимаю, это технологично, но все же как-то неприятно, наверное, когда тебе дают чужую музыку и говорят: напиши что-нибудь в этом духе? Существует, в конце концов, словесный бриф. Его недостаточно?

- С одной стороны, вы правы, но, с другой, референс – это удобно: он дает тебе что-то, к чему ты должен пристроиться.

- Как он вообще может выглядеть – словесный бриф на музыку?

- Обычно в нем делается попытка описать музыкальный стиль, те эмоции, которые музыка должна вызывать, ее темп, настроение. Иногда пишут, на кого бренд хочет быть похож, а на кого не хочет. Если у клиента или в агентстве кто-то с музыкальным образованием, то тут бывают ну о-очень серьезные брифы, с терминологией.

- Это плохо?

- По-разному. Бывает, что ужасно.

- Что такое идеальный бриф? Вот вам, например, с каким брифом комфортно работается?

- Чем меньше подробностей и всяких там псевдозадач, подробно описывающих, что именно в каждый момент ролика должно происходить в музыке, тем лучше. Это мертвящие, ограничивающие лично меня вещи. И так все понятно, когда видишь картинку. Бывают брифы легкие и прозрачные в хорошем смысле слова. Обычно такое случается, когда тебя уже знают и тебе явно доверяют, а бриф пишут шутя. Это приятно и более продуктивно в итоге.

- Как это – шутя?

- Ну, например, такой текст: в этом фрагменте звучит чувственная музыка тайского композитора Литвишко. А в следующем фрагменте звучит легкая, мелодичная, немного флиртующая музыка французского композитора Литвишко.

- Когда вы смотрите западную рекламу, вы на музыку обращаете внимание?

- Конечно.

- Ну и как?

- Также, как и все остальное: качество истории, картинки, кастинга. Все иначе – лучше и изобретательнее.

- Какие тренды сейчас в музыке для рекламы существуют? Что модно?

- Не знаю, что модно. Музыка всегда разная. Не бывает такого, чтобы все бросились вдруг оперетту писать.

- С нашим рынком за 10–12 лет произошло какое-то эстетическое развитие?

- В общем, да. Во-первых, качество звука с тех пор стало гораздо лучше. Во-вторых, прибавилось разнообразия во всем, в том числе и в музыке. Появились новые софты и более продвинутая аппаратура. Да и мозги двигаются, видимо, в каких-то правильных направлениях. И вкус постепенно развивается у всех, даже у композиторов.

- Как чаще приходится общаться: напрямую с клиентом или через агентство?

- Чаще через агентство. Напрямую бывает, но лишь когда тяжелая история. Например, когда музыка очень долго не нравится, начинается общение напрямую – и тут вдруг оказывается, что у клиента музыкальное образование, и тогда уже предстоит настоящая битва.

- Есть что-то в нашем рынке, в той его сфере, где вы работаете, что нужно было бы подправить?

- Да. То ли цепочка коммуникационная очень длинная, то ли еще что-то не так. Но от разных ее звеньев поступают разные комментарии, а окончательное решение все равно принимает клиент. Иногда приходится делать бесконечные поправки, переделки, которые не обязательно улучшают результат – чаще как раз ни к чему хорошему не приводят. Потом все это показывается клиенту, и он утверждает первый вариант, который чаще всего действительно лучший. Все это абсолютно лишняя работа.

- Часто ли агентства перестраховываются и просят написать несколько вариантов?

- Бывает.

- Это бесплатно?

- Чаще платно. Если агентство об этом позаботится.

- Как построено ценообразование в таком иррациональном деле, как написание музыки?

- Очень просто. На цену влияют три вещи: имя, которое ты успел себе заработать; качество твоего профессионального опыта, которое все прекрасно чувствуют; стандартные цены на это дело, которые существуют на рынке.

- А в смысле количества написанных нот музыка не измеряется и не оценивается ?

- Меня иногда спрашивают: а сколько стоит секунда вашей музыки? Так и хочется спросить: а сколько вообще стоят ноты? Как можно это оценить? Даже если оценивать по сложности партитуры – все равно получается бред.

- Вы за весь звуковой ряд ролика отвечаете или только за музыку?

- По-разному. Бывает, что и за весь.

- Композитор без звуковой студии может работать для рекламы?

- Да, конечно. Сейчас достаточно компьютера, в котором существует некий набор виртуальных инструментов.

- Какие ваши работы для вас самые-самые любимые?

- Rich мне нравится, как получился. И не мне одному. Написалась такая деликатная, изящная и совсем не пошлая музыка. Сок «Я» получился более витиеватый, сексуальный, современный и с оттенком «модности». На третье место я бы поставил Aqua Minerale.

- Что в ролике конкурирует с музыкой? В общем, всячески отвлекает нас, зрителей, и мешает ее слушать ?

- Текст, и вообще история – чем она интереснее, тем объективно она больше притягивает к себе внимание. Чем меньше в ролике текста, тем проще для него писать музыку – сплошное раздолье.

- Иногда, наверное, грустно: музыки в ролике мало, да и зрители на нее обращают меньше внимания?

- Нет, не грустно. Потому что ведь нет задачи написать нетленку, которую бы помнили века. Или шлягер, который бы пели все. К тому же кто-нибудь все-таки ее слышит. У меня с соком «Я» был такой случай: позвонил совершенно психически здоровый человек откуда-то из Оренбурга, кажется, и говорит: какая хорошая музыка, где бы мне найти полный трек? Он решил, что эта музыка – часть какого-то большего произведения, просто вырезана из него. Было очень приятно.

- Иногда бывают ролики, в которых трудно обнаружить музыку как категорию, а при этом написано, что композитор – Олег Литвишко. Что это значит?

- Да, иногда бывает так, что в ролике всего пара секунд композиторской работы. Это даже музыкой назвать сложно.

- Случается ли, что вы отказываетесь от работы, от какого-то предложения?

- Бывает, когда совсем нет времени.

- Только по этой причине? А, скажем, «извините, но это не мое» – такое было?

- Нет, я за все берусь.

- А бывало такое, что отказались, а потом жалко было?

- Обычно сразу жалко, особенно если всегда хотел с этим брендом поработать. Но ничего не поделаешь, если уж времени нет.

- Композитор, наверное, единственный человек из цепочки рекламного сервиса, который может одновременно работать с конкурирующими брендами. Вы вот писали музыку и для роликов МТС, и для «Би Лайна». Это, наверное, любопытно?

- Да, были случаи, когда в одной комнате шла озвучка ролика для «Би Лайна». А в соседней утверждался монтаж ролика МТС в присутствии клиента. Закрывали дверь, чтобы не было слышно. Всем одевали наушники. Клиентов отвлекали, особенно когда они проходили по коридору – не дай бог что-то услышат. Для композитора это не нонсенс: я же не буду писать одним получше, а другим – похуже. Это не в моих интересах.

- Что вас до сих пор удивляет?

- В основном это всякие комментарии, касающиеся музыки. Особенно на стадии, когда просят что-то переделать. Мне один раз передали от клиента совершенно замечательный комментарий. Это была страница, вырванная из школьной тетради в клеточку. По сути, то, что там было изображено, больше всего напоминало график. Каждая клеточка означала какой-то фрагмент написанной мною музыки. И тут же на графике клиент нарисовал мне, куда должна двигаться музыка: вверх или вниз. И до какой степени. Все очень подробно – до секунды. Видимо, в этом был какой-то смысл, но понять его было сложно. Надо было в рамочку и на стенку повесить. Жалко, я не догадался. Он еще долго жил, этот листочек, и радовал нас всех, но потом кто-то у меня его заиграл.

-А это вообще-то поддавалось осмыслению?

-В общем, если долго вглядываться, то что-то можно было понять.

- Какие у вас музыкальные предпочтения, я стесняюсь спросить?

- Наверное, ближе всего мне такая околоэлектронная музыка и что-нибудь вокруг современного джаза. Хотя приходится писать совсем разную музыку. Например, для Zoom нужна была просто узнаваемая танцевальная музычка, которая передавала бы атмосферу дискотеки. И это было совсем просто, получилось такое техно. Или вот в «Орбите» с космонавтом – звучит вроде бы настоящая, серьезная такая, полнокровная симфоническая музыка. Правда, там совсем нет живых инструментов – весь оркестр компьютерный.

- То есть бюджет вас не сдерживает в смысле аранжировки? Любую прихоть можете исполнить?

- Абсолютно. Все можно сделать, причем не выходя из-за компьютера.

- А приходилось ли писать на чьи-то слова?

- Для Aqua Minerale надо было написать мелодию на итальянский текст. Получилась настоящая итальянская песня, которую я бы включил в свое портфолио, если бы его составлял. На русские слова тоже приходилось, но это у меня получается хуже.

-Почему?

- Вот, скажем, «Номер «Росно» набери – 232-33-33» – мало приятного сочинить такую песню.

- Чего еще не хочется делать?

- Мне не нравится, когда просят сделать очень близко к оригиналу. Не то чтобы это было противно или как-то там унизительно. Просто чувствуешь себя каким-то вторичным.

- Существует куча снобизма по поводу того, что, мол, композитор пишет для рекламы и все такое… Как у вас с этим?

- У меня никаких фрустраций нет, видимо, потому что нет никаких амбиций. Прикладуха, конечно. Но мне все равно очень нравится.

- Где вы учились музыке?

- Высшее образование у меня никак с музыкой не связано: я на олигарха учился в нефтяном институте. Они же, по-моему, все оттуда. Так что музыкального образования у меня нет, если не считать музыкальной школы. Да и нефтяной я так и не закончил. И никакой трудовой деятельности по специальности тоже не было. Так я и не стал олигархом.

А как же тогда все случилось? Вот так вот прямо взяли и стали писать музыку?

Я дружил с композитором Владимиром Рацкевичем. Он меня и внедрил в телевизионный музыкальный мир.

- Ничего себе. Так вы и для телевидения музыку писали?

- Да, у нас с Володей было довольно длительное сотрудничество. Вдвоем мы сочиняли музыкальные заставки для Первого канала: для новостного вещания и разные межпрограммные вставки.

- И что, весь Первый канал – это ваша музыка?

- Почти.

- И сейчас пишете для них?

- Да, до сих пор работаю с ними очень плотно.

- А еще с какими-то каналами сотрудничаете?

- Еще более или менее регулярно с МТV – по мере нужды в обновлении они меня приглашают.

- Как так получилось, что вы – композитор, делающий практически все звуковое оформление эфира для Первого телеканала, вдруг стали писать музыку для рекламы?

- Просто так сложилось.

- То есть никакой особенной страсти, тяги и неодолимого влечения не было?

- Ничего такого не было, просто плавно перетек в другую сферу деятельности. Кстати, для телевидения я не прекращал работать.

- Это было выгодное перетекание? Я имею в виду по деньгам.

- Выгодное.

- А как вообще начинается ваша история?

- Родился в Волгограде. В Москву приехал учиться и застрял – сразу же началась какая-то музыкальная жизнь. На телик попал не сразу. Сначала было записано несколько музыкальных дисков, совершенно не коммерческих. А потом мы с Володей Рацкевичем стали писать музыку для «Взгляда», того самого.

-Так как же все-таки случилась первая работа для рекламы?

- У нас была студия в Останкино, где мы делали музыкальное оформление эфира – «Микс-медиа», которая потом, кстати, превратились в хип-хопную тусовку. И в какой-то момент там ни с того ни с сего началась какая-то рекламная жизнь. К нам все обращались. Сначала это были какие-то радиоролики. А потом уже и телевизионные вещи пошли. Позже мы познакомились с Добужинским. И тут, конечно, посыпалось.

-Помните свои первые работы?

- Fanta, Coca-Cola… переигрывал Эрика Клептона.

-А у вас вообще-то какой подход – как у Моцарта, когда уже готовая музыка просто падает откуда-то сверху, или как у Пушкина, у которого все рукописи исчирканы?

- По-разному бывает. Иногда как-то все само и быстренько напишется – раз, и без переделок.

А иногда – совсем наоборот.

- В свободное время чем занимаетесь?

- Свободного времени мало. Когда есть – музыку пишу. Не для рекламы.

- Что в жизни радует?

- Работа радует. Иногда вдруг какие-то путешествия удаются. Нет, не экстрим. Просто уехать куда-нибудь подальше.

Досье

Олег Литвишко, композитор

Родился в Волгограде в 1967 году. Учился в Российском государственном университете нефти и газа им. Губкина.

В качестве аранжировщика и звукорежиссера сотрудничал с группой «Ва-Банк» (1999–2002 годы) и с Александром Скляром (2002 год).

Делал музыкальное оформление для телеканала «Югра» (г. Хантымансийск). В 2001 году за оформление эфира телеканал получил ТЭФИ.

Работал в программе «Взгляд», в течение всего времени его существования, делал музыкальное оформление эфира.

Потом началось сотрудничество с Первым каналом в том же качестве – с 2000 года по настоящее время и с каналом MTV – c 2002 года по настоящее время.

Музыку для рекламы начал писать с 1997 года.

Из портфолио

Первый канал – музыкальное оформление эфира: «Новости» «Пять вечеров», «Розыгрыш», ряд других передач и межпрограммные заставки.

MTV – музыка для передач, межпрограммное оформление.

Музыка для телевизионных рекламных роликов: Rich (все ролики); сок «Я» (ролики «Поместье», «Гонка»); Snickers (ролик «Фризби»); МТС, тариф «Супер Джинс» (ролик «Мама»), все ролики для тарифа 007; Aqua Minerale (ролики «Римские каникулы», «Пляж», «Промоушен 2003»,«Шторм»); сок «Тонус» (все ролики); Nuts (все ролики).

Один день жизни с брендами

УТРО

Зубная паста – Colgate

Парфюм – люблю поливаться Yohji Yamamoto

Кофе – Lavazza

Газеты – никогда не читаю

Журналы – иногда читаю «Индустрию рекламы»

Новости – ТВ, и сразу по всем каналам одновременно. У меня болезнь – нажимать на кнопки.

ДЕНЬ

Автомобиль – BMW

Обувь – Helmut Lang

Джинсы – Diezel

Ноутбук – Macintosh

Браузер – Safari

Поисковая система – Яndex

ВЕЧЕР

Алкоголь – виски Jameson

Сигареты – сейчас я курю Dunhill lights

Ресторан – особых пристрастий у меня нет. Ну, скажем, ресторан «Че Гевара». Мне вообще нравится латиноамериканская кухня.

Источник: peoples.ru