На чтение: 10 мин.
Поделиться: 
Николай Бокий
Николай Бокий

Николай Бокий

Летчик истребитель

Фамилия
Бокий
Дата рождения
22.11.1918
Возраст
105 лет
Страна / Гражданство
Россия
Категория
Летчики

Николай Бокий родился 22 Ноября 1918 года с станице Уманская ( ныне Ленинградская ) Краснодарского края, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. Затем работал слесарем - сантехником в городе Ростов - на - Дону. С 1939 года служил в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Сентября 1941 года. Воевал в составе 72-го истребительного авиационного полка ( позже ставшим 2-м Гвардейским ) ВВС Северного флота, был одним из учеников дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова.

...Над расположением наших наземных войск стала появляться "рама", так частенько называли самолёт - разведчик "Фокке - Вульф -189" за своеобразное двухфюзеляжное тело с перемычками у кабины лётчика и стабилизатора. Несмотря на сравнительно небольшую скорость, этот самолёт обладал хорошей маневренностью и вооружением, и сбить его было не такой уж простой задачей. Однажды, получив задание сбить вражеского разведчика, Сафонов решил взять с собой молодого пилота Николая Бокия. Командир эскадрильи хотел проверить его перед тем, как самостоятельно допустить до участия в боевых схватках.

- Не спеши, будь внимательным, смотри за противником и за окружающей обстановкой. В бою действуй самостоятельно. Я твой ведомый и прикрываю тебя. В случае успеха полёт будем считать зачётным.

В. П. Шварёв, Н. А. Бокий, В. Н. Алагуров.

...Подлетая к нашим позициям, Бокий обнаружил вражеского разведчика, кружившего на высоте 1500 метров. Выше его находились два "Мессера" прикрытия. Бокий показал Сафонову и "раму" и "Мессеров". Убедившись, что командир тоже видит противника, Николай немедленно устремился в атаку на разведчика.

На Бокия сразу же навалились Ме-109. Сафонов сделал правый боковой разворот и вышел в лобовую. Почувствовав серьёзного противника, "Мессеры" отошли в сторону, а Бокий продолжал нападать на "раму". Но противник, видимо, был не из новичков - он искусно маневрировал и отстреливался. С третьей атаки Бокий заставил замолчать пулемёт вражеского стрелка, после чего короткими очередями поджёг "раму". На глазах пилотов "Мессеров" прикрытия она, объятая пламенем, свалилась на сопки.

Бокий подвергся атаке "Мессеров", разъярённых потерей разведчика. Он с ходу пошёл в атаку на ведущего Ме-109, а Сафонов, бросив свой истребитель в крутое пике, с ходу короткой очередью прошил ведомого. "Мессер" вошёл в глубокую спираль, закончившуюся в сопках неподалеку от "рамы". Ошеломлённый таким исходом дела, уцелевший Ме-109 бросился наутек.

Бокий при докладе Сафонову о выполнении задания виноватым голосом произнес: "Весь боекомплект израсходовал..."

Вместо укора за допущенные в бою промахи командир крепко пожал Николаю руку и поздравил с победой. Так был сдан Николаем Бокием экзамен на зрелость.

* * *

Весной 1942 года авиация противника участила налёты на наши объекты и корабли в Кольском заливе и порту Мурманск. Массированные налёты следовали один за другим. Одновременно противник стал применять новую тактику воздушного боя. Самолёты Ме-110 охотно завязывали бой на низких высотах. От атак они уклонялись набором высоты на вираже с последующим пикированием в хвост советским истребителям.

Ме-109 атаковали сверху группами по 2 - 3 самолета. Из боя выходили на бреющем полёте, чтобы затем вновь набрать высоту для последующей атаки. При этом одна из групп "Мессеров", как правило, патрулировала в районе боя, не ввязываясь в схватку в расчёте наброситься на повреждённый и выходящий из боя советский истребитель. Немецкие лётчики в начале боя нередко пытались взять в кольцо нашу группу, разбить строй и атаковать советские самолёты поодиночке. Однако никакие ухищрения врагов им не помогали.

15 Апреля 1942 года посты ВНОС сообщили, что группа бомбардировщиков Ju-87 и истребителей Ме-110 на высоте 3500 метров пролетела реку Западная Лица курсом на Мурманск. По распоряжению командующего ВВС флота командир 2-го Гвардейского Краснознамённого авиаполка Подполковник Б. Ф. Сафонов приказал 1-й эскадрилье прикрыть с воздуха аэродромы базирования, а трём группам истребителей МиГ-3 и "Харрикейн" 2-й и 3-й эскадрилий уничтожить противника в воздухе при подходе к Мурманску.

Первым взлетел командир 2-й эскадрильи Капитан А. К. Коваленко. В воздухе по радио он получил приказ: "Быстрее идите на Мурманск. Высота - 3500". Взлетевшие за ним истребители взяли курс на Мурманск. Самолёты МиГ-3, ведомые Старшим лейтенантом Д. Г. Соколовым, летели в стороне и выше "Харрикейнов".

При подходе к Мурманску наши самолёты обнаружили 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 в охранении 8 истребителей Ме-110. "Юнкерсы" шли попарно кильватерной колонной. На удалении до 1000 метров выше шла группа отсечения из 9 Ме-109. Наши истребители набрали высоту 2000 метров.

Бомбардировщики, зайдя на цель со стороны солнца, с разворотом на 80 - 90° начали последовательно переходить в крутое пикирование. Оценив обстановку, командир группы Гвардии Капитан А. А. Коваленко решил атаку с ходу не производить и приказал пропустить противника, чтобы атаковать врага со стороны солнца сзади, когда "Юнкерсы" станут выходить из пикирования.

Расчёт командира оправдался. Заняв выгодную позицию, истребители вышли в атаку на пикирующие бомбардировщики и с дистанции 1500 - 1000 метров открыли огонь реактивными снарядами. При сближении с "Юнкерсами" до 400 метров каждая пара истребителей выбирала себе цель самостоятельно.

Огонь по ведущему Ju-87 открыл А. А. Коваленко. От его меткого огня "Юнкерс" перевернулся, от самолёта сначала отлетел колпак кабины, а затем он стал разваливаться на части и рухнул на землю в черте города. Покончив с одним стервятником, Коваленко с дистанции 100 метров сзади ударил в хвост второму "Юнкерсу" и поджёг его.

Тем временем Капитан П. И. Орлов с близкой дистанции короткими очередями по мотору и фюзеляжу поджигает ещё один "лапотник". Атакой сзади в хвост старший сержант Н. А. Бокий сбивает бомбардировщик, который упал в 10 км северо - западнее Мурманска. Старший лейтенант С. Г. Курзенков атакует Ju-87 при выходе того из пике и с дистанции 100 метров тремя пулемётными очередями расстреливает его. Самолёт врезается в сопки в 8 км западнее Мурманска.

Отважно сражался в этом бою и Старший лейтенант Толстиков. С дистанции 100 метров он атаковал Ju-87 сверху спереди, выпустив одну длинную очередь, после чего боевым разворотом зашёл "Юнкерсу" в хвост и опять поймал бомбардировщик в прицел. "Юнкерс" резко пошёл вниз со скольжением и пропал из виду. Навстречу Толстикову неслись 2 "Мессера". Один из них открыл огонь, но промахнулся и взмыл вверх. Толстиков с дистанции 200 метров в свою очередь нажал на гашетки и меткой очередью сбил Ме-110.

Последний "Юнкерс" в этом бою атаковал и сбил Лейтенант Д. Ф. Максимов. Расправляясь с бомбардировщиком, Максимов не заметил, как "Мессер" зашёл в хвост его "МиГу". На выручку товарищу устремился Старший лейтенант Толстиков и с дистанции 50 метров снизу двумя очередями поджёг Ме-110. Вражеский самолёт задымил и стал заваливаться набок. В это время Максимов с дистанции 70 метров сверху всадил в него пулемётную очередь. "Мессершмитт" пошёл к земле и взорвался.

Уверенно действовали в этом бою и другие Гвардейцы - П. Д. Климов, Д. Ф. Амосов, В. П. Покровский, А. А. Шведов. Наши истребители потерь не имели...

...19 Апреля 1943 года лётчики 2-го ГвИАП провели довольно успешный бой с большой группой самолётов противника пытавшихся штурмовать аэродром Ваенга. Командиром одной из пар советских истребителей был Гвардии Младший лейтенант Н. А. Бокий. В этом бою нашими лётчиками было сбито 5 вражеских самолётов и потеряна лишь одна "Аэрокобра", пилот которой погиб. Среди сбитых немецких лётчиков оказались и извстные немецкие асы обер - фельдфебель Рудольф Мюллер ( 94 победы ) и его ведомый - фельдфебель Добрих ( 40 побед ).

Подробности этой схватки достаточно хорошо известны, поэтому остановим внимание лишь на том факте, что Ме-109G-2 пилотируемый Мюллером, был сначала подбит командиром 2-го ГвИАП Капитаном Сгибневым и, уже затем, добит Бокием. Таким образом эта победа, записанная приказом командира полка на личный счёт Николая Бокия ( она стала у него уже 10-й ), по сути являлась групповой...

Рудольф Мюллер, известный немецкий Ас, имевший к тому времени на своём счету 94 воздушные победы и высшую награду фашистской Германии - Рыцарский крест с дубовыми листьями, был взят в плен при попытке перейти на лыжах линию фронта, после вынужденной посадки, совершённой им неподалеку от озера Мальярви. По некоторым источникам, при перемещении в лагерь № 2 в Мордовии, он был застрелен 21 Октября 1943 года "при попытке к бегству". Похоронен на кладбище № 58. Подробный рассказ о том, как происходил этот поединок, смотрите ниже.

29 Апреля противник попытался взять реванш за поражение 19 Апреля. Группа самолётов из 6 Ju-88 в сопровождении 6 Ме-109 приближалась к Мурманску, но затем изменила курс и направилась к аэродрому, рассчитывая нанести внезапный удар по самолётам на аэродроме и одновременно атаковать транспорты, стоявшие под разгрузкой в Мурманске. Маневр бомбардировщиков должен был ввести в заблуждение наши истребители, оттянуть их от районов патрулирования и тем самым дать возможность следующим двум группам из 10 Ме-109 нанести удар по самолётам на аэродроме. Об этом замысле позже рассказывали сбитые и взятые в плен немецкие лётчики. Однако намерение противника было сорвано дежурными истребителями 6-й истребительной авиадивизии. На высоте 7000 метров североморцы обнаружили противника и стремительно ринулись в атаку, бомбардировщики противника поспешно сбросили бомбы на сопки и на максимальной скорости стали уходить в сторону финской границы. Группам вражеских истребителей также был дан отпор. В ожесточённых воздушных боях, которые происходили в нескольких районах, лётчики Бокий, Гладков, Будник, Романов и Игнатьев сбили по одному Ме-109 ( сами немцы признают потерю всего одного пилота ).

7 Мая 1943 года, в районе города Полярный, в воздушном бою с группой "Мессеров" из 6-го отряда 5-й истребительной эскадры Николай Бокий сбил ещё один самолёт ( обер - фельдфебеля А. Бруннера, имеющего 53 победы ). При этом, немецкий пилот погиб.

К Маю 1943 года командир звена 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( ВВС Северного флота ) Гвардии Младший лейтенант Н. А. Бокий совершил 385 бо евых вылетов, провёл 30 воздушных боев, лично сбил 14 и в составе группы 1 самолёт противника. 24 Июля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны Николай Бокий имел на своем счету, по меньшей мере, 18 воздушных побед ( некоторые источники указывают на 16 личных и 2 групповые, другие - 17 личных и 1 групповую ).

После войны Николай Андреевич ещё долго продолжал служить в морской авиации, окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1954 году - Военно - Воздушную академию. С 1965 года Гвардии Полковник Н. А. Бокий - в запасе. Жил в городе Ростов - на - Дону, работал в Северо - Кавказском управлении гражданской авиации.

За период службы награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Бюст Героя установлен на территории музея авиации Северного флота. Умер 9 Сентября 1995 года.

Источник: peoples.ru