Кумир.Ру

Николай Басин

Категории › ИскусствоТеатрПродюсеры

Николай Басин

доктор искусств, заслуженный работник культуры

Имя: Николай
Фамилия: Басин
Гражданство: Россия

«С музыкой меня познакомил дирижер Константин Кримец, дав послушать отрывок из «Ходжи Насреддина» современного композитора Павла Турсунова, и с первой же картины я понял: это именно то, что так необходимо нынешнему театру, зрителям – всем нам. Мнение дирижера К. Кримеца было однозначно: «Превосходный балет, который будет жить так же долго и счастливо, как и его герой – неподражаемый Ходжа Насреддин». Да и сам я, в прошлом балетный артист, был восхищен той крайне редкой ныне танцевальной образностью музыки, в которой органично сочетались восточные мелизмы с традициями европейского симфоджаза.

Такая музыка требовала достойных ее интерпретаторов – балетмейстера, художника. Ставить балет я позвал давнего своего партнера, неоднократного лауреата конкурса балетмейстеров, профессора Академии русского балета им. А.Вагановой Эдвальда Смирнова. Художников, вернее, художниц, у нас две: Варвара Лотова и Екатерина Афанасенкова, очень точно и интересно создавших атмосферу спектакля.

Главный герой – Ходжа – у всех нас, еще с детства, воспринимается неунывающим весельчаком, неким сказочным персонажем. В нашем спектакле он – олицетворение Востока. Впрочем, зрители все увидят сами. Заглавную партию будут танцевать у нас три исполнителя: солист Большого театра Морихиро Ивата, лауреат международных конкурсов Алексей Борзов и артист нашего театра Вячеслав Пегарев.

«Ходжа Насреддин» явился естественным итогом нашего 15-летнего творческого пути. С самого начала я взял себе за правило не ставить спектакли самому, а приглашать балетмейстеров – от начинающих до самых именитых. Для меня было важно создать театр со своим «лицом», то есть творческим направлением. Так родилась в 1995 году в недрах нашего театра современная группа, с которой плодотворно сотрудничали Елена Богданович, голландский постановщик Пол Нортон, китайский хореограф Вань Су, французский балетмейстер Режис Обадья. Это разнообразие творческих почерков благотворно сказалось на качестве исполнительского уровня. Две премии «Золотая маска» и ряд дипломов – лучшее тому свидетельство. Важно, что между двумя частями труппы – классической и современной – нет водораздела, что артисты с успехом работают совместно в некоторых спектаклях. Началось это с постановки Константина Уральского «Вальс белых орхидей» на музыку М. Равеля. И в нынешней нашей работе –«Ходжа Насреддин» – мы продолжили эту тенденцию, поскольку я убежден: современная хореография не имеет права на существование без классической основы, иначе обедняется ее содержательная сторона, теряется красота движений, линий, и бессмысленный хаос просто не воспринимается зрителем.

В свое время мне повезло: жизнь одарил а меня творческой дружбой с человеком, которого справедливо считали совестью театра. В течение четверти века я общался с актером удивительным как по его таланту, так и по мироощущению – Евгением Леоновым. Он незаметно, никогда не поучая, дал мне понятие о главном – цене искусства. Каждый вечер, говорил он, надо выступать, как в последний, не опуская творческой планки, иначе все твои награды ничего не стоят. Такому же служению искусству учил меня и художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров.

Трудно жить без собственного дома. Здание необходимо театру, как воздух, поэтому моя заветная мечта – скорейшее открытие театра балета совместно с Центром современной хореографии на Крестьянской заставе. И тогда мы с еще большей отдачей сможем осуществлять главную миссию театра – объединять зрителей силой искусства. Если люди выходят из театра со светом в душе, значит, выполняется его задача – нести добро, красоту и правду».

Источник: peoples.ru

© Кумир.Ру