Актриса "Театра на Покровке"
Ее появление в Театре на Покровке было броским, ярким: ликующая "Тарантелла" Гаврилина, упоенный танец, лукавая, совсем детская улыбка прелестной семнадцатилетней воспитанницы, и не подозревающей, какими печальными событиями заполнится воссозданный Тургеневым "Месяц в деревне". Может быть слишком приученные воспринимать ее героиню Верочку в качестве персонажа второго плана, лишь оттеняющего драматическую историю Натальи Петровны, зрители не сразу постигают, что в спектакле С. Арцибашева основной художественный ход впрямую соотносится как раз с первой. Ее судьба, всего мгновение назад обещавшая исполнение самых романтических грез, оборачивается тривиальной, но оттого не менее болезненно ранящей историей несостоявшейся мечты.
За считанные миги шаловливый, беспечный ребенок взрослеет, открывая как немилосерден, как бесконечно печален мир. Это превращение, эту сокровенную тургеневскую тему Наталья Гребенкина передала без тени аффектации. Минимум внешней экспрессии даже в той сцене, когда ей впервые открывается, до чего далеко способна довести ревность ту, пред кем она благоговела, и что ее собственное чувство остается без ответа. Но куда ушли порывистость и легкость, и где они, эти сияющие глаза? Скованные движения, потухший взгляд, в котором притаилось так много - непримеренность, безысходность, обида. По сути, целая жизнь сыграна за полтора часа, что идет комедия.
Говорят, на первых спектаклях этого чувства не возникало. Значит, за несколько сезонов в труппе Арцибашева молодая актриса сильно прибавила. Заметили ее сразу, когда после Екатеринбургского училища, она начала играть на Покровке. Отмечали одаренность, но будущее оценивали осторожно. Ждали работ, которые позволили бы судить о ее потенциале с определенностью. Теперь, когда Наталья сыграла Ирину в "Трех сестрах" и, уже в этом сезоне Офелию. Ее артистическая индивидуальность определилась, вызывая совершенно ясные ассоциации. И определилась ее тема, которая в разной аранжировке звучит из спектакля в спектакль.
Что до ассоциаций, для меня самая устойчивая - цветаевская Сонечка. В "Пленном духе", спектакле по стихам, прозе и письмам Цветаевой, Наталья Гребенкина предстает в облике той, кому юный Антокольский посвятил "Куклу инфанты" и о ком у Цветаевой, варьирующей ту же метафору, говорится, что "она плакала по-мо цартовски". То есть поразительным образом сохраняя естественную грацию и невыдуманность, детскую незатуманенность переживания, хотя находится "в самом сердце фальши: театре"
"Очень талантливая, но, знаете, актриса только на свои роли... Не играет вовсе : просто живет".
После Офелии и Ирины разговоры в таком же духе не прекратились, хотя их стало поменьше. Видимо, из-за того, что лейтмотив творчества Натальи Гребенкиной в этих двух ролях проступил уж слишком отчетливо и прозвучал с такой пронзительностью, когда понимающий отзвук приходит сам собой. Об этом лейтмотиве лучше всего, пожалуй, сказать стихами из "Повести о Сонечке": "Игрушка - болтовня - цветок - анахронизм - Бесцельная весна - чье имя - Романтизм". Оба самых глубоких образа, созданных Натальей Гребенкиной, романтичны как раз в этом понимании. С непременным присутствием чего-то игрушечного, хрупкого, эфемерного перед лицом такой неромантической жизни.
Источник: peoples.ru