На чтение: 3 мин.
Поделиться: 
Надя Буланже
Надя Буланже

Надя Буланже

Французская женщина-композитор, дирижер и педагог

Фамилия
Буланже
Имя
Надя
Дата рождения
не указана
Возраст
не указан
Страна / Гражданство
Франция
Категория
Композиторы

Надя Буланже родилась и выросла в Париже. Уже в детстве у нее появился первый ученик – сестра Лили, которая была младше на шесть лет. Во многом благодаря врожденному преподавательскому таланту старшей сестры Лили Буланже в будущем стала первой в истории женщиной, кому удалось завоевать Римскую премию – это случилось в 1913 году.

В десятилетнем возрасте Надя Буланже поступила в Парижскую консерваторию, где изучала игру на органе, аккомпанемент, теорию музыки, и во многих дисциплинах стала лучшей на потоке. В 1908 году она завоевала Вторую римскую премию – после двух неудачных попыток в прошлом. Композиция, представленная Надей на конкурс, вызвала скандал – это была партия для струнного квартета вместо необходимой по регламенту вокальной фуги. Несмотря на протест нескольких судей, Наде Буланже все же было отдано второе место. Больше композитор не принимала участие в конкурсе.

В 1912 году состоялся дирижерский дебют Нади Буланже. Ей предстояло стать первой женщиной, руководившей несколькими из ведущих симфонических оркестров, включая Нью-йоркский филармонический, Бостонский симфонический оркестр, Филадельфийский оркестра, а также в Англии – Халле-оркестром из Манчестера и Симфоническим оркестром Би-би-си. В рамках своего первого турне по Америке Надя Буланже представила публике премьеру «Симфонии для органа и оркестра» Аарона Копленда.

Отношения между Надей и Лили Буланже были нестандартными. Несмотря на любовь к сестре, Надя всегда чувствовала, что остается в тени ее композиторских способностей. Однажды Надя Буланже заявила: «Если я в чем-то уверена, то это в том, что моя музыка бесполезна». Между поступлением Нади в консерваторию и ее вторым местом в гран-при прошло десять лет. Лили удалось взять первый приз всего через год обучения в консерватории, причем подавляющим большинством голосов. После смерти Лили в 1918 году Надя больше никогда не занималась сочинением музыки. Несмотря на просьбу сестры завершить за нее незаконченные работы, Надя так этого и не сделала, считая свои способности недостаточными.

Композиторское наследие Буланже состоит из большого количества вокальных композиций, включая свыше 30 песен, а также нескольких произведений камерной музыки и рапсодии для фортепиано и оркестра. В рапсодию, написанную Раулем Пюньо, с которым Надя Буланже работала десять лет, композитор внесла столь большое количество правок – это было вызвано ее неуверенностью в себе и повышенной самокритичностью, - что произведение стало практически непригодным для исполнения. Также в паре с Пюньо, Буланже написала песенный цикл и оперу под названием «Мертвый город».. Запланирован ная на 1914 год премьера не состоялась из-за начала войны, и опера до сих пор не исполнялась.

Вскоре после окончания Первой мировой войны, в 1921 году, Надя Буланже была назначена преподавателем в Американскую консерваторию в Фонтенбло, где в 1948 году станет директором. На время Второй мировой войны Буланже переезжала в США, где преподавала музыку в колледжах. Преподавательская методика Буланже помимо традиционных дисциплин включала в себя изучение наизусть обоих томов «Хорошо темперированного клавира» Баха, студенты также должны были научиться импровизировать в форме фуги.

Многие ученики Нади Буланже, обучавшиеся в 1920-е годы, среди которых такие композиторы как Аарон Копленд, Дено Лиди, Уолтер Пистон, Рой Харрис и Виргил Томпсон, образовали новую школу композиции. Подчеркивая огромное значение наследия Буланже, Томпсон как-то заявил: «В каждом городе Соединенных Штатов обязательно есть универмаг и ученик Буланже».

Источник: peoples.ru