А родился Михаил Иванович Жаров в Москве, на Самотеке, в семье типографского рабочего. Случилось это в октябре 1899 года. В семье любили книги, любили искусство. Сестра будущего актера стала впоследствии известным художником по костюмам в кинематографе. Сам Миша с детства мечтал о театре и в 16 лет уже работал в бессловесной массовке оперного театра Зимина. Однажды Шаляпин пел Мефистофеля. За кулисами юный статист Жаров, зачарованно глядя на великого артиста, невольно повторял мимику его лица, пока юношу не схватил взбешенный помощник режиссера:
- Ты что же, черт окаянный, Федору Ивановичу рожи корчишь?..
Когда же все разъяснилось, Шаляпин подарил юному поклоннику свое фото с надписью: 'Мише Жарову, который - я верю - не строил мне рожи'. Фотографией Жаров гордился всю жизнь.
Немного отучившись в Театральной студии Ф. Комиссаржевского, Михаил Жаров начинает работать на разных сценах России. И только в 1931 году он оседает, наконец, в столице - в прославленном Камерном театре у режиссера-экспериментатора Александра Таирова. А в 1938 году переходит в более реалистический Малый театр, где и проработал до конца жизни.
Еще в середине 20-х годов он начал сниматься в кино, в небольших ролях. Но настоящей удачей на киноэкране стала для него роль Жигана в первом советском звуковом фильме 'Путевка в жизнь'. Картина рассказывала о коммуне для беспризорников, а Жаров играл 'плохого парня' - главаря воровской шайки, бандита-убийцу, сбивающего малолетних беспризорников с пути истинного. В роли Жигана артист умело использовал возможности звукового кино: играл на гитаре и пел, дал своему герою особый говор, демонстрировал своеобразное обаяние и все тот же шик.
Персонаж Жарова вышел настолько убедительным и живым, стал настолько популярен, что правительство дало негласное распоряжение: в кино воровской мир показывать отныне только однозначно плохим. А популярность Жарова стала такова, что когда у него в магазине однажды украли кошелек, то на выходе артист услышал, как один вор говорит другому:
- Ты что, своих не узнал?
Кошелек вернули.
Роль 'хорошего парня' - педагога детской колонии играл прекрасный актер МХАТа Николай Баталов. Он умер от туберкулеза довольно молодым, оставив вдовой актрису Ольгу Андровскую, на которой затем женился Жаров. Впрочем, о его личной жизни мы расскажем чуть позже.
В фильмах о революционере Максиме ('Возвращение Максима' и 'Выборгская сторона') Жаров опять с шиком и обаянием сыграл отрицательного персонажа - конторщика Дымбу. По ходу фильма он пел знаменитую доныне песенку: 'Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить'. Жарову даже пришлось обратиться к правительству с просьбой выделить ему машину - появляться на улице он не мог, мальчишки дразнились: 'Цыпленок жареный идет!'.
Вот еще один случай, связанный с неслыханной популярностью Жарова. Как-то он отдыхал на юге и во время прогулки в правительственной резиденции повстречал Сталина. Артист постарался увернуться от встречи, но вождь игриво ему сказал:
- А я вас знаю!
- Конечно, - растерянно буркнул Жаров. - Меня все знают.
Кинозрители были в восторге и от его исторических персонажей: сподвижника Петра Великого - плутоватого Меншикова и мрачного подручного Ивана Грозного - палача Малюты Скуратова. Блистательно хорош Жаров и в комедии 'Медведь' по пьесе А. Чехова, которую, кстати сказать, и по сей день часто показывают по телевидению и в которой артист снялся вместе с супругой Ольгой Андровской.
Во время войны, на съемках картины 'Воздушный извозчик' Михаил Жаров знакомится с юной красавицей Людмилой Целиковской. Они играли влюбленных, и игра стала реальностью. Жаров был старше своей новой жены на двадцать лет, но их сближало творчество. Специально для Целиковской артист взялся за режиссуру: он поставил для красавицы жены военную комедию 'Беспокойное хозяйство'. Но после войны Целиковскую захватила новая любовь, и их брак с Жаровым распался.
В 1953 году отец четвертой (и последней) жены Жарова был арестован по ложному 'делу врачей', и у артиста начались неприятнос ти. Знакомые обходили его стороной, его боялись снимать в кино, не давали новых ролей в театре.
Позже он снова появился перед кинозрителями, пусть в небольших, но ярких ролях: туповатого военного министра в 'Каине ХVIII' и циника Ухова в 'Старшей сестре'. Театральная же публика никогда его не забывала и принимала всегда восторженно. В 1973 году Жаров ставит картину и играет в ней главную роль - это 'Деревенский детектив'. Милиционер Анискин, почти фольклорный персонаж, настолько понравился и публике, и критике, и начальству, что вскоре вышло еще два телефильма о хитроватом и добродушном сельском участковом: 'Анискин и Фантомас', 'И снова Анискин'.
Это был последний всенародный успех неповторимого великого артиста. Двадцать лет назад, в декабре 1981 года, Михаил Иванович Жаров умер. С его смертью из нашего искусства ушло обаятельное плутовство, симпатичная развязность персонажей, ушли шик и блеск актерского мастерства.
Источник: peoples.ru