На чтение: 5 мин.
Поделиться: 
Мария Гулегина
Мария Гулегина

Мария Гулегина

Оперная певица, сопрано

Фамилия
Гулегина
Имя
Мария
Дата рождения
09.08.1959
Возраст
64 года
Страна / Гражданство
Россия
Категория
Сопрано

Марию Агасовну Мейтарджан-Гулегину (в первом браке Мурадян) называют 'русской Золушкой', хотя она родилась в Одессе, в смешанной армянско-польско-украинско-еврейской семье 9 августа 1959 года и до сих пор сохранила гражданство Белоруссии. Девочка появилась на свет очень слабой и болезненной, и начала ходить только в два года, да и то в ортопедических ботинках. Однако в четыре года, как только врачи разрешили надеть обычную обувь, мать Марии отвела ее в балетную студию, в надежде, что хореографическая подготовка укрепит здоровье дочери и научит ее красиво двигаться. Правда, со временем отец заявил, что хореография – не самое лучшее занятие для приличной девушки. Марию это не слишком расстроило – она решила, что станет певицей, такой же, как ее любимая литературная героиня Консуэло, тем более, что вся их родня и с материнской, и с отцовской стороны, отличались хорошими голосами, а у нее в 15 лет голос стал очень сильным и низким. После окончания школы девушка пошла на прослушивание в консерваторию, где ее назвали 'Фросей Бурлаковой' и посоветовали приходить через год. Мария проучилась год на дирижерском отделении музыкального училища, затем без труда поступила в Одесскую консерваторию. Своим лучшим наставником знаменитая певица называет Е.И.Иванова, сохранившего традиции старой итальянской школы. В процессе обучения голос Марии изменился от контральто до меццо-сопрано, а затем до драматического сопрано, что впоследствии очень расширило ее исполнительский диапазон. Сразу же после поступления в консерваторию будущая певица вышла замуж и родила дочь Наталью. Брак был недолгим – родня мужа не одобряла ее желания выступать на сцене. Вскоре Мария вышла замуж за Марка Гулегина, молодого преподавателя фортепиано.

После окончания консерватории Мария отправилась на прослушивание в Большой театр. Ей предложили петь Ефросинью в 'Сказании о граде Китеже', однако дали понять, что на большой репертуар молодой певице из провинции рассчитывать не придется. Однако член жюри, белорусская певица Светлана Данилюк предложила Марии петь в Минском оперном театре, где в то время работал дирижером знаменитый Ярослав Вощак. Гулегина с благодарностью вспоминает профессиональную школу, которую она прошла под его руководством. Молодая певица пела Джильду в 'Риголетто', Розину в 'Севильском цирюльнике', Елизавету в 'Дон-Карлосе', сольные партии в 'Кармина Бурана'. В 1985 году на Всемирном конкурсе вокалистов в Рио-де Жанейро Гулегина получила Гран-при Театра муниципале и приглашение исполнить партию Аиды в десяти спектаклях, однако Госконцерт отказал ей в разрешении на гастроли. В 1986 году Мария Гулегина приняла участие в VIII Международном конкурсе Чайковского. Ее программа поразила знатоков, певице уверенно прочили первое место – но она оказалась всего лишь третьей, и восприняла это очень болезненно.

Не слишком хорошо складывалась обстановка и в Минском оперном театре. Приглашения в Ла Скала в 1987 году, исполнение премьеры 'Бала-Маскарада' вместе с Лучиано Паваротти вызывали зависть у коллег по сцене, которую непростой характер Марии только усугублял. В штыки было воспринято и ее предложение исполнять оперы итальянских композиторов на итальянском языке. Конфликт закончился коллективным письмом в ЦК компартии Белоруссии, после которого певице сначала запретили зарубежные гастроли, а затем стали сокращать ее репертуар и на минской сцене. В 1989 году, получив приглашение исполнить 'Аиду' в театре испанского города Овьеда, Мария и ее оставшийся к этому времени без работы муж самостоятельно оформили туристические визы и уехали, взяв с собой только ноты и самые необходимые вещи.

Приезд 'русской Золушки', как называла Марию западная пресса, привлек к ней внимание самых известных оперных театров. Певица заключала один контракт за другим, а родившегося в 1990 году сына Руслана повсюду носила с собой и кормила в перерывах между репетициями и в антрактах спектаклей. Мария Гулегина выступала в Метрополитен Опера, Ла Скала, Ковент Гардене, Венской опере, других знаменитых оперных театрах. Ее называли лучшей исполнительницей Царицы ночи, Манон Леско, Лизы из 'Пиковой дамы', а коронную партию Гулегиной, Тоску, ставят в один ряд с исполнением великой Марии Каллас. Сама же певица считает наиболее близкими для себя произведения Верди и Пуччини. По таким известным оперным постановкам с участием Гулегиной, как 'Пиковая дама', 'Манон Леско', 'Тоска', 'Набукко', 'Макбет', 'Андре Шенье' созданы фильмы.

В настоящее время Марию Гулегину относят к одним из наиболее высокооплачиваемых оперны х примадонн, при этом график ее выступлений расписан на два года вперед. При этом певица дает и очень много благотворительных и бесплатных концертов. В 2010 году она пела на закрытии XXI Зимней Олимпиады в Ванкувере, а в 2012 году принимала участие в гала-концерте звезд мировой оперы в Санкт-Петербурге, когда у стен Михайловского замка собрались тысячи зрителей. Мария Гулегина с 2006 года является послом доброй воли ЮНИСЕФ и состоит в Международном параолимпийском комитете.

В 2009 году распался многолетний брак Марии и Марка Гулегиных, и сама певица утверждала, что счастливой в своей семейной жизни она никогда не была. В 2010 году она обвенчалась в армянской церкви Нью-Йорка с бывшим чемпионом Европы по греко-римской борьбе, а ныне тренером Вячеславом Мкртычевым, который за три года до этого похоронил свою супругу. У Марии уже двое внуков, и она признается, что очень счастлива, когда все родные ей люди собираются вместе.

Источник: peoples.ru