Мне всегда интересен человек как личность. Ваша первая профессия -фотограф. Почему именно фотография прельстила Вас?
- Это все из-за двух черт моего характера: зависти и жадности. Увидев что-то красивое, я сразу начинаю завидовать природе - как замечательно у нее такое красивое получилось. И тут же пытаюсь кусочек этого красивого спрятать в карман. А фотоаппарат мне в этом помогает.
Выбор стоял за Вами или кто-то был примером в данной профессии?
- Примера не было, я выбрал сам. Три года я сидел за партой в пол-оборота к учителю, потому что не отрывал взгляда от своей одноклассницы. Поначалу она смущалась от такого внимания, потом звала подойти и сказать уже хоть что-нибудь! Но мне и сказать было нечего – я смотрел на высокий лоб, орлиный нос, чуть вздернутую губку и удивлялся: «Как же замечательно все вылеплено!» Мысленно обводил пальчиком изгибы, словно бы лепил из гипса. Но гипса под рукой не было, поэтому я взял фотоаппарат.
Какие образы в фотографии для Вас интересны? (Пейзажи, животные, лица людей?)
- По молодости о пейзажах как-то не думалось - привлекали портреты красавиц. Но однажды полистал на фотосайте пейзажные страницы, и прямо позеленел как луг от зависти! Где люди такую красоту находят?! Смотришь на эти тропки-березки, уходящие в горизонт, и в душе гармошечка играет. Какие-то песни начинают складываться тоскливые – мол, широка ,ты ,Русь-матушка, далека путь-дороженька.
Вы получаете удовольствие от процесса фотографирования или от результата?
- От результата я искренне восхищаюсь , даже чаще всего не своими фотографиями. Помню, как поразила меня фотография: «Дом, который построил мой отец». Сидит божья коровка вверх лапками. Ну и где тут, думаю, дом? Вгляделся в капельку на спине божьей коровки, а там точно - дом отражается! Вот это да! Совместили целый дом и козявочку! И вплели семейную историю. Здорово, правда?
Насколько Вы себя выразили в данной профессии?
- Самые лучшие мои фотографии – это те, которые я не сделал. Одна такая фотография у меня не получилась прямо на днях. Когда я иду на работу, то солнце поднимается мне навстречу. По дороге я часто встречаю одну замечательную девочку. А замечательна она( Не надо хихикать!!! ) : оттопыренными ушами! При других обстоятельствах я не обратил бы на уши внимания, но когда сквозь них просвечивает утреннее солнышко, то уши сияют таким безумно розовым пламенем,но прямо светятся изнутри! Я каждый раз смотрю и тихо жмурюсь. Словами трудно передать, но это очень красиво! Ну и как сделать фото? Остановить девочку и сказать : «Дайте я сфотографирую ваши уши»?
Как Вы воспринимаете мир: запахами, звуками или чем -то другим? Что для Вас важнее?
- Это вопрос из какого-то теста, да? Интересно, какой ответ правильный. Чем я воспринимаю… Руками щупаю. Ведь не зря же учат, что оттопыренный большой палец поднял человека вверх по эволюционной лестнице. А еще помните, в СССР хлеб продавался не в целлофановых мешочках, а голышом? И к прилавку была специальная ложечка привязана на веревке. Поэтому по правилам надо Мир такой ложечкой проверять. А потом уже хватать и откусывать.
Какой цвет можете ассоциировать с собой?
- Надеюсь, что оранжевый. Он такой праздничный, щедрый, ароматный, круглый. А шар – это идеальная фигура! (между прочим ,если Вы до сих пор этого не заметили)…
Читая Ваши веселые истории от Максима Сидорова, можно предположить, что у Вас хорошие задатки для литературного творчества. Ваши пристрастия в литературе ? ( детективы, мемуары, исторические романы, мелодрамы ? ) Есть ли любимые авторы?
- На чтение времени мало. Очень люблю слушать аудиокниги. Нравится все! Веселый автор Пелем Гренвил Вудхауз. Было время, прочитал 5 его книжек. Любовь к нему началась с сериала «Дживс и Вустер». Обожаю этот сериал и еще сериал «Друзья»! Тут я должен закатить глаза и нежно замычать, как будто бы прикончил конфету «Пьяная вишня». Ммммммм!!! (Это я о своих любимых сериалах).
Какие у Вас музыкальные предпочтения?
- Мои 20 радиостанций настроены в таком порядке: 4 волны с релаксом, джазом и классикой, 6 – разговорно-новостные, 3 – энергичные танцы. А остальные – так…
У Вас хулиганский характер?
- В школе был хулиганский. Моя гордость – это листок в дневнике с замечаниями. Одна из любимых записей: «Кидался в прохожих творожными сырками!» (и не ясно прохожим в этот день непогожий, почему я веселый такой…) Жалко, что после третьего класса я научился ловко прятать дневники, и замечаний записано не так много, как я этого заслуживал.
Как Вы поступаете в ситуациях, когда надо срочно искать выход и немедленно принимать решение?
- Сажусь и как нарочно туплю – очень не люблю суету и спешку!
Какие главные победы над собой Вы можете вспомнить?
- Пока я у себя только проигрывал.
Учителя -народ категоричный. Как относились в школе к частым прогулам на съёмки?
- На киностудии мне выдавали специальную справку на красивом бланке: «Прогулял на законных основаниях». Учителя иногда пытались меня шантажировать: «Вот сообщу на киностудию про твое плохое поведение – тебя снимать перестанут!» Но я подозревал, что киношникам по барабану мое поведение и успeваемость.
Ваш любимый предмет или предметы в школе, если таковые были?
- Опять же, если верить замечаниям в дневнике, то это пение: «На уроке пения свистит, кричит, топает ногами». Наверное, душевно пели, вот я и впал в экзальтацию. А еще мне нравились литература, русский и биология.
Как воспринимали «юную звезду» одноклассники?
- Такого понятия «звезда» тогда не было. Поэтому автографы не просили. Одна девочка звала меня «артист погорелого театра», вот и все знаки внимания! Надо сказать, что дети тогда были гораздо скромнее, и чувства умело скрывали. И были влюблены инкогнито на протяжении нескольких классов. (Это я так себя утешаю).
Кроме съемок в фильмах и «Ералаше», было еще какое – то хобби? Или после съемок уже не оставалось времени ни на какое - другое увлечение?
- Я ходил в кружок по биологии, выращивал кактусы по ускоренной методике , обходил аптеки и парикмахерские, отламывал там фрагменты кактусов на рассаду, а они ускоренно околевали.
Я вырос на окраине Москвы, на улице Ивана Сусанина. Очень популярным хобби у нас было поджигать покрышки и скатывать их в глубокий овраг – центр местного досуга.
Ваше детство, можно сказать, прошло на съемочной площадке. Первая серьезная роль в фильме Эдуарда Бочарова « Недопесок Наполеон III». Он Вам чем-то близок?
- Да, мне близок дух Песца, бунтаря-одиночки, который не встраивался в систему, чтобы стать элитным воротником, а искал альтернативные пути разменять свою платиновую шкуру. В этом фильме я сыграл в возрасте 5-6 лет. И после этого меня стали приглашать на другие роли. Об этом фильме и о моем отношении к нему есть маленькие рассказы в Интернете.
У Вас масса сюжетов в юмористическом журнале «Ералаш». Один из известнейших сюжетов «Серега, выходи!». Максим, Вас в детстве (в школе, армии) не доставали фразой «Серега, выходи!»?
- Да нет, не доставали… Хотя, может быть… Чаще всего кричали на улице незнакомые прохожие. Поначалу я всегда автоматически отвечал: «Сейчас, только переоденусь!» Вроде как на «Будь готов!» надо отвечать: «Всегда готов!» Или на «Апчхи!» надо говорить: «Будьте здоровы!»
Потом меня стала смущать абсурдность ситуации: вот иду я по улице, и вдруг какой-нибудь дядька кричит «Серега, выходи!» Блин, мужик, ты чего ослеп – я уже вышел давно! И причем неплохо шел, пока ты орать не начал! А теперь я не иду, а думаю - откуда еще мне надо выйти посреди улицы, чтобы ты успокоился.
А потом до меня дошло, что «Серега, выходи!» - это не побуждение к действию, а мой позывной.
Похожи ли Вы чем-то на своего «ералашного» героя ?
- В жизни на Серегу я похож – переключаюсь на несколько дел сразу, заигрываюсь, и все откладываю на последний момент. Думаю, что это черта очень многих людей, потому что зрители всегда подходят и рассказывают, что в жизни их дразнят «Серега, выходи!»
Любимый сюжет с самим собой есть?
- За все сюжеты с самим собой немножечко неловко – вижу, что не доиграл. Из любимых «Тюк, тюк, тюк, поломался наш утюг». Просто он пиротехнический такой – с дымом, искрами, взрыв даже был в конце (правда, его не показали, потому что взрыв не по сценарию, а помимо). А что мальчишке еще надо: грохнуть погромче, да дымку погуще. Я про эту съемку рассказывал уже на форуме сайта «Петров и Васечкин». Не знаю, повторяться, или ссылку дать? Давайте перескажу по памяти, как дело было.
Утюг вообще летал на жидком топливе. Конструкция примитивная – никакой электроники, паяльник у меня в руках был для отвода глаз. По команде «мотор» нужно было запалить фитиль, и утюг вылетал из кадра в натянутый брезентовый уловитель. Когда заполнили топливом утюг, то не сняли электрический шнур, и он потащился за утюгом во время взлета. В этот шнур вцепилась кошка, которая отогревалась после дубля, где ее заморозили и украсили инеем. Изменив траекторию, утюг начал таскать кошку по кругу, словно бы кошка запускала модель. Надо сказать, что для первого раза у нее неплохо получилось. Только надо помнить, что, запуская модель, ты должен оставаться лапами на земле, а не сшибать ими со стен портреты ученых. Кошка была питомицей оператора, поэтому вместо того, чтобы снимать полет валькирии, он бросил камеру и принялся бегать за летающим утюгом, давая питомице дельные советы. Когда все улеглось, и оператору наложили пластырей, шнур с утюга решили снять. Тем более что кусок его оставался в лапах у кошки. Так как вес утюга уменьшился, то во втором дубле он пролетел выше и врезался в осветительный прожектор.
Знаете, в конце фильмов Джеки Чана всегда показывают не вошедшие в ленту дубли. Думаю, что дубли с запуском утюга и дымящимся оператором еще войдут в коллекцию золотых моментов Киностудии Горького.
С кем больше всех понравилось работать в «Ералаше» ?
- С Ниной Архиповой – бабушкой из сюжета про утюг, потому что после съемки мы шли вприпрыжку и наперебой пересказывали друг другу, как грохнул прожектор.
А еще я выступал в концертах на 10 лет Ералаша вместе с Вициным и Моргуновым! Георгий Вицин мне запомнился тем, что за кулисами он спел хулиганскую частушку про Ералаш собственного сочинения. А Евгений Моргунов покорил меня тем, что с ним под ручку шли сразу три дамы! Представляете, с такими людьми я стоял рядышком на сцене и за кулисами!!!
Кто-то из них является Вашим кинокумиром детства?
- Конечно же, Вицин, Моргунов и Никулин!
Как изменился «Ералаш» за 35 лет на Ваш взгляд?
- Конечно, киножурнал за столько лет изменился. В 2-х словах об этом не скажешь. С другой стороны, «Ералаш» заслуживает того, чтобы раз в 35 лет о нем написали немножечко больше, чем 2 слова: «Прикольно» и «Кайф».
Например, у меня «Ералаш» конца 70-х- начала 80-х ассоциируется прежде всего с Бабушкой (образ собирательный). В те годы воспитанием детей, и не только своих, но и чужих, занимались бабушки: любая бабушка воспитывала любого внука, подвернувшегося под руку. Это была как игра в индейцев и шерифов: пока ты послушный, и не вытаптываешь посевы и не поджигаешь почтовые ящики, шерифы воркуют на солнышке, но стоит тебе расслабиться, как рука возмездия уже ухватила твой скальп — войлочные ботинки в форме утюга подкрадываются бесшумно. Конечно, в таких ситуациях бабушки становились нашими врагами. Но в дни каникул мы шли в кинотеатр . В зале сидели вперемешку: внук, бабушка, внук, бабушка... Пол-зала внуков, пол-зала бабушек. Создавалось впечатление, что и шутки в Ералаше были вперемешку: для внуков и бабушек.
Вот сюжет «Я помню Чудное Мгновенье» (1976): бабушка созвала в дом Толстого, Пушкина и Вицина. И что там пробормотал Толстой в финале? Я раза с пятого только разобрал: «Все смешалось в доме твоем, Петя». Что смешалось? Какой Петя? Почему Толстой так сказал?! И я понимал, что вот сидят рядом бабушки, и это шутка для них: им все понятно и смешно. И они даже гордятся немножечко, что, дескать, вот наши приятели - русские писатели, с уважением бабушку приподняли и на руках пронесли! А в сюжете «Еще раз о тимуровской работе» (1978) бабушку на руках несли уже внуки.
И вот смотришь Ералаш рядом с бабушкой, и чувствуешь, как идет обмен симпатиями: вместе смеемся, и объединяемся, и становимся как два друга.
И еще Ералаш было приятно смотреть вместе с бабушкой, потому что там говорилось об уважении к ее труду. То, что я чувствовал, но не говорил бабушке сам. В сюжете «Вот это внук» (1980) показана опека бабушкой внука до 35 лет (сегодня эта цифра знаковая), и в финале Т. Пельтцер выталкивает «Камаз». А еще был сюжет, где в финале Т. Пельтцер выталкивает Ксению Энтелис «Дышите глубже» (1986). Потому что Ксения увлекалась аэробикой и улеглась прямо на полу, а бабушке пылесосить надо.
Новые сюжеты я практически не смотрю, так как стал взрослым и вижу «Ералаш» урывками. Но мне кажется, что где-то с 1988 года «Ералаш» стал походить на «Баш-на-баш»: ты мне сникерс, я тебе контрольную, ты мне контрольную, я тебе поцелуй, ты мне поцелуй, я тебе сникерс. Стало как-то неинтересно. Врезался в память сюжет, где Максим Галкин играет учителя, а школьницы глазами подают знаки, чтобы контрольную сдать «баш-на-баш». Вместе с бабушкой и семьей такой сюжет смотреть неловко. Я имею ввиду ту Бабушку, из 70-х - 80-х, но может, новым бабушкам и в самый раз. Да и в 90-е годы бабушки сильно изменились. Перестали воспитывать на улице чужих детей, даже если увидят в руках окурок. Наоборот, в 90-е годы бабушки сами вынуждены были продавать у метро сигареты. «Все смешалось в доме твоем, Петя».
Чтобы Вам хотелось изменить в «Ералаше»?
- Мне бы хотелось вернуть в него объединяющее начало, что связывало поколения детей, взрослых и пожилых (бабушек-дедушек). Я хочу чтоб «Ералаш» стал вновь семейным. Чтобы не было опасения, что включишь детям сюжет, а там извините лезут под юбку, потому что, ах как мило, там всего-то навсего шпаргалка. «А Вы-то что подумали, извращенец эдакий, как ловко мы Вас тут разыграли! (сюжет «Про это» (1990)).
Есть торговая марка-бренд «Ералаш», и она не должна ляпаться на все, что попало, а уж исторически так сложилось — только на товары детского спроса. Вот недавно посмотрел фильм «Крыша». (1.05.2010 была премьера по 1каналу-примечания автора).Сделано при поддержке министерства культуры «Ералаш-лэндом». Иной раз Борис Юрьевич вспоминает, как в 70-е годы приходилось отстаивать невинные сюжеты от ножниц цензуры. А тут — Министерство Культуры оказывает помощь, дожили! Но получилось что-то- совсем не семейное.
Помимо официальных встреч на праздниках, посвященных очередной годовщине «Ералаша», видитесь ли со своими сотоварищами по ералашному цеху в неформальной обстановке?
- Не видимся, ибо у всех семейные заботы. Я позваниваю ребятам из ералашика «По Бразильской системе» Вове Сычеву и Юрию Шашурину.
С Володей у нас идет спор, кто насобирает больше своих ералашных фанаток. Но мне пока не везет: вот вроде узнали, улыбаются, подходят (ну думаю, вот они –фанаточки!)… А меня спрашивают: Мы вас узнали, это вам в Ералаше тимуровцы на лицо наступили?
- Нет, блин, это другой гениальный парень с толстыми щеками и узкими глазами, и зовут его Коля Румянцев! А если вы меня не вспомните, то я натравлю на вас танцующего скелета, напущу говорящую щуку и летающий утюг в придачу!!! (девочки делают страшные глаза и убегают) – Чтобы вам все лето в шубе ходить!!! Из «Недопеска»! С надеждой кричу я вдогонку, но девчонки не оборачиваются...
А Вовку Сычева тоже узнают, но не подходят, потому что чаще принимают за молодого Малкольма Макдауэлла из «Калигулы» и опасаются его крутого нрава.
Как при такой популярности Вам удалось избежать звездной болезни?
- Странно, почему журналисты задают этот вопрос о звездной болезни мне, советскому пионеру? Вы хотя бы помните это время? Я думаю, тогда никаких болезней быть не могло!
Моими кумирами знаете, кто были? Водители пассажирских автобусов! Я всегда вставал прямо под табличкой «Не загораживай стекло кабины водителя», присасывался ноздрями к стеклу, и восторженно следил за работой своего кумира. Помню, у водителя был микрофон, в который он объявлял остановки: «Шпшпшпшптьфу»! Что означало «Следующая остановка улица Ангарская». И пассажиры начинали готовиться к выходу. И только одну остановку все водители объявляли по особенному - голосом Володи Шарапова, когда бандитский нож уперся ему в подбородок: «Ильменский проезд». Я не знаю, почему все остановки объявлялись как «Шпшпшпшптьфу!», а «Ильменский проезд» - голосом удушенного простуженного астматика, сорвавшего голос на футбольном матче. Но мне так хотелось оказаться на месте водителя, объявить остановку, открыть и закрыть двери! Вот кто были звезды!
А еще на съемочной площадке я видел, что режиссер, оператор, осветители, декораторы, костюмеры, бутафоры, гримеры, звуковик и хлопушка (и много других людей) душу вкладывают в создание киноленты. А меня выпускают на несколько секунд произнести текст и скорчить кислую мину. Поэтому не возникало иллюзий о своих каких-то заслугах.
А что для Вас ценно в женщине ( девушке)?
- Главное, чтобы она не курила! Тогда с ней можно и на необитаемый остров поплыть и детей растить. Курящий человек – это уже не личность, а продукт распада никотиновых смол! Насос для регулярного тления соусированного сена! Я про это даже сценарий написал для мультфильма. Сюжетная линия – последний некурящий человек в курящем мире рассказывает нам своим непрокуренным языком о той жизни, к которой мы все привыкли, а ему она до сих пор кажется абсурдной. В конце фильма бедняга погибает (не от банального пассивного курения, а от насильственной смерти – его застрелили стражи порядка). Но прежде чем свет померк в его глазах, он придумывает способ спасти Мир от курения. Вы будете удивлены, но этот способ – замена выдыхания дыма на надувание мыльных пузырей! Таким способом у человека сохраняется канал обмена облакоморфными образованиями с внешним миром, но Мир от этого не задыхается, а становится красивей и добрее. Почему-то считается, что в подростковом возрасте от мыльных пузырей надо переходить к сигаретам! В конце фильма многие прослезятся и, выйдя из кинотеатра, потянутся за сигаретами. Но на улице будет играть музыка из мультика, и зрителям будут дарить пузыре-надувательные наборчики. И по дороге из кино люди будут не курить, а надувать пузыри! Кстати, запомните секрет хороших мыльных пузырей – вместе с шампунем без слез смешайте в воде немножко сахарного песочка. Ой, я отвлекся, вы же о девушках спросили!
Хороший рецепт.Любите иногда творить на кухне ? Ваше любимое блюдо?
- Старые друзья не дадут соврать – это черный хлеб с солью и маслом! Наверное, только я умею так вкусно его готовить, потому что народ просто пальцы облизывал!
Самое радостное событие в жизни ?
- У меня каждый день радостные события! Их мне дарит моя дочка Лиза. Первые шаги, первые слова, первые книги. И я снимаю все на камеру. Правда, я настолько привык к фотоаппарату, на котором можно делать и вертикальные и горизонтальные снимки, что кручу видеокамеру то так, то эдак. Если надо человека в полный рост снять, я камеру на бок переворачиваю. А когда смотрим отснятое, то приходится голову наклонять – половина фильма «на боку лежит». Жена сначала ворчала, а потом мне на выручку пришел Роуэн Аткинсон. В кино «Мистер Бин на отдыхе», у него камера как у меня, и крутит он ей по-всякому. Поэтому фильмы «на боку» были признаны моим авторским стилем. В будущем можно телевизор положить на бок и спокойно снимать фильмы в стэнд-ап формате.
Источник: peoples.ru