В 1956 году группа молодых актеров, недавних выпускников Школы-студии МХАТ - Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, присоединившиеся к этому художественному коллективу единомышленников, создали театр, который вот уже более полувека оправдывает свое знаменитое имя, разговаривая со зрителем языком современности. Блестящие актерские работы Лилии Толмачевой на сцене <> стали классикой отечественного театра. Глубокая, яркая, острохарактерная актриса, она часто соединяла в образах своих героинь трогательную женственность и внешнюю
беззащитность с необыкновенной силой воли и характера. В кино снималась мало, целиком посвятив себя служению родному театру <>. Самые известные киноработы Лилии Михайловны - это Леночка в фильме <> по пьесе Виктора Розова <> и Ирина в телеверсии знакового для театра спектакля <>, по пьесе того же Виктора Розова, которым в 1956 году открылся театр <>.
Актриса <>Театр Современник - ее жизнь. И, может быть, даже не столько в том смысле, что Лилия Толмачева служит ему уже более полувека. Она, кстати, по собственному признанию, не раз порывалась уйти. Но всегда оставалась - и потому что Ефремов не отпускал, и потому что понимала: сохранить Семью - это примета человеческого достоинства. А Современник
тогда, в середине 50-х, и создавался как Семья, добровольное сообщество молодых единомышленников и единоверцев, настоянное на любви к своему делу и друг к другу. Толмачева - из первого актерского призыва, и, видимо, многие идеи Олега Ефремова насчет строительства нового театра и достойного в нем существования были ей близки. И
остаются таковыми и сегодня. Отрицание премьерства и интриг, погруженность в общее дело, понимание театра как явления жизненно важного, а не бездумно развлекательного, каким он порой предстает сегодня.
Впрочем, ради Современника, который в ту пору выглядел затеей <>, Лилия Толмачева отказалась от очень многого. Может быть, от иной актерской судьбы. Девочка из интеллигентной саратовской семьи, окончила Школу-студию МХАТа, два года проработала в Саратовском ТЮЗе. И все-таки не выдержала, вернулась в Москву, где в то время
руководитель Театра имени Моссовета знаменитый Юрий Завадский искал актрису на роль Нины в лермонтовском <>. Ее взяли, дуэт с Николаем Мордвиновым - Арбениным покорил театральную Москву. Толмачевой предложили сыграть Корделию в шекспировском <>. Уже начались репетиции... И тут ее позвал Ефремов - в неизвестность.
По счастью, уже первый спектакль Современника - <> Виктора Розова, где Толмачева сыграла Ирину, стал потрясением и событием. А вскоре этот театр занял прочное место в сценическом авангарде России. У Толмачевой было много ролей, без работы она тогда не сидела. Но судьба реальная оказалась не похожа на юношеские грезы начинающей
артистки. Высокой классике и не менее высоким страстям шекспировского накала здесь предпочитали негромкий и серьезный разговор о дне сегодняшнем. Как говорили тогда, шекспировско-мольеровские места заняли Виктор Розов, Александр Володин, Михаил Рощин и многие другие замечательные драматурги - иного образа мыслей, иной эстетики.
Не то чтобы Толмачевой приходилось ломать себя. Нет, она, вспоминая о прошлом, часто произносит слово <>. Но ощущение некоей неполноты жизни, видимо, все-таки присутствовало. Тем более в годы, последовавшие за уходом Ефремова. Ролей становилось меньше, а простои удлинялись. Хотя новый руководитель Современника Галина Волчек Лилию
Толмачеву всегда уважала, ценила и делала для нее все, что могла. Но театр, как мы знаем, - искусство коллективное. Впрочем, актриса достойно пробовала свои силы и в режиссуре. В родном Современнике поставила спектакли <> и <>.
Шагнула и на мхатовскую территорию - спектакль <> по пьесе Эдварда Олби подарил последнюю роль легендарной актрисе Марии Бабановой. Быть может, в этих работах и не было каких-то интригующих постановочных откровений, зато актер явно сохранял главенствующее положение.
Не столь часто, но и сегодня Лилия Толмачева выходит на сцену Современника - например, в знаменитом <>, покорившем весь мир. И сохраняет прежде всего достоинство русской актрисы - той, на которой держится театр.
Театральные работы: Саратовский ТЮЗ:Джульетта- <> (В. Шекспир)
Вера Павловна - <> (Н.Чернышевский)
Доротка - <> (И.Тыл)
Театр имени Моссовета:Нина - <> М.Лермонтов
Лена - <> А.Мовзон
Московский театр <>:Ирина - <> В.Розов - 1956
Валя - <> А.Кузнецов - 1958
Тамара - <> А.Володин - 1959
Дама, Фрейлина - <> Е.Шварц - 1960
Ирина - <> М.Львовский - 1961
Женщина, которую Он любил - <> К.Симонов - 1961
Кистякова - <> - 1962
Надя - <> А.Володин - 1962
Гитель Моска - <> У.Гибсон - 1962
Мама Принцкер - <> В.Аксенов - 1965
Елизавета Александровна - <> В.Розов (по И.Гончарову) - 1966
Агния Шабина - <> В.Розов - 1967
Трубецкая Екатерина Ивановна - <> Л.Зорин - 1967
Александра Коллонтай - <> М.Шатров - 1967
Настя - <> М.Горький - 1968
Никулина - <> А.Володин - 1972
Харриет - <> Д.Рейб - 1972
Гульжан - <> Ч.Айтматов, К.Мухаметжанов -1973
Ива - <> М.Рощин - 1975
Шарлотта Ивановна - <> А.Чехов - 1976
Дороти Симпл - <> Т.Уильямс - 1977
Люба - <> В.Малягин - 1978
Мадлена Бежар - <> М.Булгаков - 1981
Мария-Антуанетта - <> Л.Фейхтвангер - 1986
Милда - <> Е.Гинзбург - 1989
Нина Григорьевна - <> А.Галин - 1993
Миссис Хиггинс - <> Б.Шоу - 1994
Режиссерские работы:1977 - А.Соколова <> - Московский театр <>
1978 - Л.Пиранделло <> - Московский театр <>
1980 - Э.Олби <> - МХАТ им. М. Горького
Фильмография:<> - 1958
<> - 1960
<> - 1964
<> - 1965
<> - 1967
<> - 1970
<> - 1979
Источник: peoples.ru