Илья Якубов родился 6 Июля 1919 года в деревне Новоселье, ныне Монастырщинского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов средней школы, учился в Смоленском техникуме связи. Посещал аэроклуб, после окончания которого работал в нём же лётчиком - инструктором. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов, до 1942 был в ней лётчиком - инструктором.
С Февраля 1942 года в действующей армии. Особенно отличился зимой 1942 - 1943 годов в боях на Великолукском направлении. В те дни авиаторы 274-й истребительной авиационной дивизии занимались прикрытием войск 3-й ударной армии. Немецкое командование принимало срочные меры к деблокированию своего гарнизона, окружённого в Великих Луках. 3 Декабря 1942 года противник перешёл в контрнаступление. Прикрытие войск нашей 3-й ударной армии было возложено на 1-й истребительный авиакорпус.
Воздушные схватки продолжались до самого вечера. В конце дня, когда были подведены итоги боевой работы, штаб 274-й ИАД доложил в штаб корпуса:
"За день дивизией произведено 110 боевых самолёто - вылетов, проведено 19 групповых воздушных боёв. Сбито 12 вражеских самолётов. Своих потерь нет... В боях отличились Майор Г. П. Прокофьев, Капитаны Г. Д. Кудленко, В. Н. Кубарев, Старшие лейтенанты А. В. Кривушкин, П. И. Муравьёв, В. Я. Хасин, М. Г. Волченков, Лейтенанты И. Ф. Якубов, А. П. Чернобай, Младший лейтенант С. В. Сыромятников".
Понесённые в воздушных боях потери не образумили немецко - фашистское авиационное командование. Враг продолжал наращивать силы в воздухе и усиливать противодействие нашей авиации. Так, за 15 Января 1943 года лётчики 1-го истребительного авиакорпуса провели 16 воздушных боёв, в которых уничтожили 32 самолёта противника. Особенно отличились в этот день лётчики 653-го ИАП Лейтенант И. Ф. Якубов и 169-го ИАП Лейтенант И. Ф. Романов и Младший лейтенант А. В. Буркин.
В одном из воздушных боёв Якубов, увлекшись преследованием противника, оторвался от группы. На пути к аэродрому он обнаружил пару Ме-109. Якубов шёл со стороны солнца, он мог не вступать в бой и незамеченным уйти. Но долг требовал: "Не проходи мимо врага, бей его, пока руки твои держат штурвал !". Подвернув вправо, Лейтенант Якубов зашёл в хвост ведомому "Мессеру". Короткая очередь из пушки и крупнокалиберных пулемётов - и Ме-109 врезался в землю. Сбив ведомого, Якубов устремился за ведущим. Противник не успел даже развернуться. Лейтенант настиг его и с дистанции 100 - 50 метров расстрелял в упор.
Две победы в одном бою ! А всего за день - 4 сбитых вражеских самолёта ! ( Лейтенант Якубов в другой схватке сбил ещё 2 самолёта противника ). Но это не было случайностью. Отличный лётчик Илья Якубов владел самолётом в совершенстве. Смелый и решительный, он бил врагов с коротких дистанций, наверняка. Вот почему счёт сбитых самолётов у Ильи Якубова быстро рос.
К Февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи 653-го истребительного авиационного полка ( 274-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт ), Лейтенант И. Ф. Якубов совершил 68 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в которых лично сбил 10 самолётов противника. За мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, 22 Февраля 1943 года, в числе первых 5-ти лётчиков корпуса, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Осенью того же года Старший лейтенант И. Ф. Якубов в одном из боёв бою сбил сразу 2 неприят ельские машины, доведя личный счёт своих побед до 13.
С Апреля 1944 по Январь 1945 годов Илья Фомич Якубов занимал должность помощника командира 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Всего произвёл около 200 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника.
После окончания войны был на лётно - испытательской работе. В 1945 году окончил Липецкую высшую офицерскую школу ВВС. В 1945 - 1947 годах был лётчиком - испытателем НИИ-1; участвовал в испытаниях нескольких авиационных двигателей на самолётах. С Марта 1947 года - работал в ЛИИ. Участвовал в испытаниях: самолёта "4302" в планерном варианте ( 1947 год ); опытного двигателя на Ту-2ЛЛ ( 1947 год ). Жил в Москве. 18 Сентября ( по другим источникам 9 Октября ) 1947 года он погиб при выполнении испытательного полёта на самолёте Ту-2ЛЛ. Похоронен на Введенском кладбище. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), медалями.
Источник: peoples.ru