На чтение: 6 мин.
Поделиться: 
Григорий Горин
Григорий Горин

Григорий Горин

Русский писатель-сатирик, драматург и сценарист

Фамилия
Горин
Дата рождения
12.03.1940
Возраст
84 года
Страна / Гражданство
Россия
Категория
Драматурги

Драматург, прозаик, писатель-сатирик и сценарист, автор пьес "Поминальная молитва", "Чума на оба ваши дома!", "Шут Балакирев", "Дом, который построил Свифт" и сценариев к фильмам "Тот самый Мюнхгаузен", "О бедном гусаре замолвите слово", "Формула любви", "Убить дракона" - Григорий Горин ушел из жизни в июне 2000-го. 12 марта ему исполнилось бы 70 лет. О том, каким был Горин в текстах и в жизни, с его близким другом, драматургом Виктором Славкиным, побеседовала обозреватель "Известий".

известия: С чего началась ваша дружба?

-Виктор Славкин: Мы группировались вокруг журнала "Юность", и там все познакомились: Арканов, Горин, я. Гриша был самым оптимистичным и веселым. Он нас корил за то, что мы жалуемся - мол, у нас "не пишется". Говорил: "Садись с утра, начинай писать - и все поедет!" И он рано перешел от юмористики к рассказам, в которых есть психологический момент.

и: А у Горина всегда "писалось"? Не жаловался, что "не идет"?

-Славкин: Жаловался, конечно. Поскольку он в основном имел дело с театрами, то всякое было. В театрах ведь трудно - там главный режиссер, главный артист... Мы это называли "проблема второго акта". Первый акт он всегда писал быстро и хорошо. А во втором почему-то начинал сам себя анализировать. Поскольку, как известно, второй акт должен быть сильнее, чем первый... Помню, он быстро находил со всеми общий язык. Был такой случай - несколько человек, в том числе Арканов, Горин и Ширвиндт, купили на Валдае избу для рыбалки. И там был крестьянин, у которого была лодка. Он очень подружился с Гришей, но понимал, что Гриша - человек другого образовательного ценза. И мне потом Арканов рассказал, что этот лодочник к нему подошел и спрашивает: "Скажите, пожалуйста, а правда, что отчество Григория - Израилевич?" Тот отвечает: "Правда". - "И он не обидится, если я буду его так называть?" - "Не обидится", - ответил Арканов. И тогда тот стал его называть Григорий Израилевич.

Горин всегда был настолько расположен к человеку, что ему мало что мешало. Например, он немного шепелявил. И сделал из этого эстрадный номер, который читал с большим успехом. Тем самым он не давал возможности над собой зло шутить, поскольку сам первым шутил над собой. Номер так и назывался - "Шепелявочка". Это ценное качество юмориста - не уходить в самоанализ, а выплескивать все. И они, конечно, с Захаровым были друг другу серьезной опорой. Хотя это, конечно, сложностей не исключало.

и: Какого рода были сложности?

-Славкин: Обычные - человек пишет и думает: "А что я пишу? Это неинтересно". И нуждается в другом человеке, который сказал бы ему: "Старик, все нормально". Вот у них такой тандем был. Я знаю, что "Дракон" не получался. Захаров его начинал сам делать. Потом подключился Гриша, и тогда получилось. Я не говорю, что Гриша все вытянул, но у них было завидное уважение друг к другу. И они взаимно оберегали друг друга от хождений не в ту сторону.

и: А как бы вы могли охарактеризовать Горина-драматурга?

-Славкин: У Гриши был момент, когда он очень хотел написать современную пьесу: на современном языке, о современной проблеме. Он мучился, мучился - и написал, пьеса называлась "Феномены". Но в какой-то момент он эти мучения прекратил и сказал: "Знаешь, я понял, что мое - это когда я развиваю фантазию на тему какого-то классического произведения и получаю в результате новое произведение". И когда он это понял, стал писать еще лучше. Недавно вышла толстая книга, которая называется "Театр Горина". Он создал вот такой театр.

и: За Гориным в широких кругах закрепилась репутация писателя-сатирика. Насколько это соответствовало его самоощущению?

-Славкин: Он иногда переживал, что все думают: вот вышел Горин - значит, надо смеяться. А ведь благодаря своей драматургии он заставил людей не только смеяться, но и грустить, и плакать. Это нормальная черта творческого человека, который считает, что надо пробовать делать то, что еще не делал. У него есть рассказы, написанные пером прозаика. Но я не могу сказать, что он ненавидел себя как комика. Он был очень остроумный собеседник, человек с оптимистическим зарядом. Правда, незадолго до смерти он как-то сказал: "Что-то сердце прихватило, я решил сегодня дома посидеть". Были у него и такие моменты.

и: Есть еще одно распространенное мнение, что люди, которые привыкли смешить публику, в жизни довольно печальные. Это применимо к Горину?

-Славкин: Он был довольно печальным тоже. Нельзя сказать, что он всегда сыпал шутками и остроумием. Иногда погружался в меланхолию, был недоволен собой. Но когда вокруг него появлялись друзья, он снова превращался в милого Гришу Горина, который шутит. У него часто были печальные глаза. Недаром появилась фраза про "печальные глаза Горина". Во многия мудрости многия печали. Иногда бывало так, что он шутит , а в этой шутке глубокий печальный смысл, а потом снова весело. Поэтому его тексты и живут до сих пор.

и: Можете описать какую-нибудь ситуацию, которая лучше всего характеризовала бы Горина-человека?

-Славкин: Он был заядлый профессиональный рыбак. А я просто любитель. Однажды мы с ним собрались на рыбалку в деревню Скнятино - довольно далеко от Москвы. Взяли удочки, выпивку, продукты и поехали. Ночью нам нужно было сойти с поезда. Нам сказали, что это наша остановка, и мы сошли. Когда поезд стал удаляться, мы поняли, что сошли не там. Остались вдвоем посреди России. Зашли в избушку, где касса, но там никого не было. Ну что делают рыбаки? Открыли бутылку водки, выпили. Гриша стал мне показывать свою новую удочку, развеселились. И вдруг у него глаза стали по-горински печальными, и он сказал: "Знаешь старик, какое счастье, что мы сошли не там, где надо. Эту ночь мы запомним на всю жизнь". Так и случилось.

Источник: peoples.ru