На чтение: 5 мин.
Поделиться: 
Геннадий Янин
Геннадий Янин

Геннадий Янин

Бывший управляющий балетной труппой Большого театра Геннадий Янин

Фамилия
Янин
Дата рождения
не указана
Возраст
не указан
Страна / Гражданство
Россия
Категория
Деятели

С января 2009 года балетом Большого театра руководит Юрий Бурлака, контракт с которым истекает 15 марта. Янин, работавший в театре с 1995 года (завтруппой с 2003 года), никогда не был основным претендентом на его место, и зачем кому-то понадобилось применять для его устранения столь жесткий метод, опробованный на экс-генпрокуроре Юрии Скуратове и экс-министре юстиции Валентине Ковалеве, до конца не ясно. Цель, однако, просматривается: при определенном раскладе Янин мог оказаться наиболее подходящим кандидатом для генерального директора Большого Анатолия Иксанова.

Иксанов давно определился с выбором и приглашает на место Бурлаки бывшего руководителя труппы Мариинского театра, теперь возглавляющего балет в Ла Скала Махарбека Вазиева. Переговоры с ним идут почти год, и 15 марта Вазиева, как заверили в Большом театре, ждут в Москве. В случае вполне возможного, учитывая занятость Вазиева в Италии, отказа назначение Геннадия Янина исполняющим обязанности худрука было бы на руку Иксанову, дав ему необходимое время на то, чтобы найти замену Бурлаке.

Однако теперь этот вариант исключен из числа возможных. Незадолго до истечения контракта с Бурлакой порнографические фотографии с участием Янина были выложены в интернете, на специально созданном для этого сайте (по некоторым данным, это был сайт yanin.info, который уже недоступен). Сайт был оформлен в цветах Большого театра, на нем был размещен его логотип и биография Янина. О том, что это целенаправленная провокация, рассчитанная на репутационный ущерб, свидетельствовал и тот факт, что ссылка на эти материалы была разослана тысячам балетных профессионалов как в России, так и за рубежом.

После такого удара Янин ушел на больничный, а 14 марта написал заявление об уходе. На его место уже назначен Ян Годовский, танцующий в Большом с 1993 года. Сможет ли он справиться с новой работой, сказать сейчас почти невозможно, так как в уравнении перестановок в руководстве Большого слишком много неизвестных. Одно ясно точно - Янин, будучи завтруппой, играл важную роль в управлении танцовщиками театра, едва ли не более важную, чем сам художественный руководитель.

При Юрии Бурлаке, который пришел на место уехавшего в Нью-Йорк Алексея Ратманского и не дал весомых поводов сомневаться во временности своего назначения, репертуарная политика балета Большого была лишена единства. Приглашенный из Санкт-Петербурга Сергей Вихарев поставил "Коппелию" и "Петрушку" Михаила Фокина, долю современности привнес Павел Гершензон, благодаря которому в театре появились "Рубины" Баланчина, а балетмейстер Большого 84-летний Юрий Григорович ставил балеты прошлого - "Ромео и Джульетту" и "Тщетную предосторожность".

Такой разброс не пошел на пользу балету Большого, причем фактическим руководителем труппы в этих условиях был Янин, а репутация Бурлаки как руководителя так и осталась сущностью эфемерной. Приглашая Вазиева, Иксанов надеется, что ему удастся изменить положение вещей благодаря его авторитету, профессионализму и любви к железной дисциплине, которой, кажется, так не хватает труппе Большого. Должность худрука в главном театре страны Вазиеву прочили еще в 2008 году, когда уходил Ратманский. Тем не менее Вазиев - не единственный кандидат. В числе претендентов также называются Юрий Григорович и Николай Цискаридзе.

Ни тот, ни другой, однако, полностью не устраивают руководство театра. Несмотря на то что с именем Григоровича, который руководил балетом Большого в 1964-95 годах, связана одна из лучших и самых славных эпох, сейчас он уже в преклонном возрасте и, если верить слухам, не горит желанием возвращаться, оставаясь в должности штатного балетмейстера. Что касается Цискаридзе, то он, напротив, давно выражает готовность возглавить балет Большого, критикуя нынешнее положение дел в театре. Прямо, впрочем, Цискаридзе о своем желании не говорит, но при его известной амбициозности от предложения наверняка не откажется.

Может случиться и так, что после ухода Бурлаки должность худрука балета останется вакантной: в Мариинском театре, например, как такового руководителя балета нет с 1995 года. В пользу этой версии говорит и то, что 15 марта Иксанов должен был назвать имя человека, который придет на смену Бурлаке, но не сделал этого. "Этот вопрос не решен, и должность остается вакантной", - коротко сказал он, отменив назначенный на 17:00 брифинг.

Вполне возможно, что смена худрука балета - лишь первый этап перестановок в руководстве Большого театра. Пишущий для Openspace петербургский критик Дмитрий Ренанский, например, полагает, что произошедшее с Яниным сигнализирует о желании неких сил дискредитировать все руководство Большого. Если это и правда так, то политические методы, с помощью которых был устранен Янин, уже не кажутся столь странными. Татьяна Кузнецова из "Коммерсанта" полагает, что позиции Иксанова в театре и так весьма с лабы. Одним из кандидатов на его место она называет Юрия Лаптева, которого характеризует как "старого знакомого премьер-министра Путина".

Как дело обстоит на самом деле мы, конечно, узнаем вряд ли: так уж в России все устроено. Но в свете всех этих бесконечных порноскандалов, демонстраций политического давления и незримого присутствия таинственных сил, дергающих за ниточки культурного истеблишмента, как-то по-простому, по-человечески хочется, чтобы Большой театр снова стал для России предметом гордости. Чтобы он появлялся в новостях не в связи со скандальным увольнением танцовщиков, чья личная жизнь вдруг выносится на всеобщее обозрение, и не из-за многомиллионных афер, связанных с его реконструкцией, а потому, что он лучший в мире. Ну а если политика тут ни при чем и все это слухи, а теперешнее руководство Большого просто плохо работает, то, наверное, можно как-то разобраться с этой ситуацией без порнографии? Или уже никак?

Источник: peoples.ru