Настоящего детства у Галины Яцкиной практически не было. Из-за тяжелой болезни – туберкулеза костей – девочка с трех до семи лет была прикована к постели. Четыре года она провела в одной из больниц Саратова, там же окончила первый класс. Из больницы Галина вышла на костылях. Приговор врачей был суров – на всю жизнь остаться калекой. Вот только сама Галина с этим была категорически не согласна. «Буду счастливой!» - твердо решила она.
Так, на костылях, она ковыляла в школу, бегала во дворе наперегонки с ребятами. Падала, разбивалась, ломала вдрызг костыли, но упорно поднималась вновь. Прошло время, Галина научилась обходиться без своих «деревяшек». Правда, из-за бесконечного гипса одна нога стала значительно тоньше другой, и девочка сильно хромала, но ведь ходила же уже сама!
Может быть, для кого-то и этого бы стало достаточно, только не для Галины. В один прекрасный день она появилась в секции спортивной гимнастики. «Пришла, потому что не хочу быть калекой, - заявила она тренеру. - Разрешите мне заниматься после всех. Я постараюсь не мешать». Ей разрешили, и Галина в результате получила второй юношеский разряд и даже один раз поучаствовала в соревнованиях…
В артистки!После восьмого класса Галина Яцкина увлеклась театром. Занимаясь театральной студии Дворца пионеров, девочка метала в дальнейшем связать свою жизнь со сценой. Мечтала и при этом боялась, - ну какая из нее актриса, ноги то разные! Против этой профессии была и мама Галины, утверждавшая: «В артистки? Это все равно, что в публичный дом». А вот папа поддержал свою дочь: «Если она без царя в голове, то и здесь в подоле принесет, а так и в Москве не пропадет».
В столицу Галина Яцкина приехала с одним чемоданчиком, в котором лежало платье для экзамена. Переночевав в подъезде какого-то дома, она на следующий день отправилась в Щукинское училище. И поступила! С первого раза! При этом никто из экзаменаторов даже не заметил хромоты девушки. Чтобы ввести их в заблуждение, Галина становилась в третью позицию, словно балерина, одна ножка перед другой, и старалась читать так, чтобы они не отрывали глаз от ее лица. Никто и не отрывал…
Студенческие работыДебютировать в кино Галине посчастливилось уже на первом курсе. На роль Героя труда доярки Даши Стрешневой в картине режиссера Искры Бабич «Половодье» претендовали и другие актрисы, но выбрали именно ее – Галину. Режиссер уже тогда увидела в начинающей актрисе талант. А нога – ну разве ж это проблема, ее «исправили» с помощью специальных чулок…
На последнем курсе Галине Яцкиной довелось сняться в роли Али Ягодкиной в картине Павла Любимова «Женщины». Режиссер тогда сказал молодой актрисе: «Играй саму себя – я выбрал тебя, потому что ты и есть Алька». И она сыграла. Да как! Мелодрама состояла из трёх сентиментальных новелл по одноименному рассказу Ирины Велембовской, рассказывающих о жизни трех простых одиноких работницах мебельной фабрики, их сложной и трудной судьбе. Партнерами Галины по фильму стали замечательные, несравненные Нина Сазонова, Инна Макарова и Виталий Соломин. Картина имела огромный успех у зрителей, заняв в прокате 6 место (36,6 млн.чел.).
Примечательно то, что режиссер в одной из сцен рискнул снять Галину Яцкину обнаженной. Все выглядело очень красиво и целомудренно, но цензура посчитала такую сцену неприемлемой для советского фильма, и она была вырезана…
Театр и киноВ 1966 году Галина Яцкина окончила Театральное училище. Проработав один сезон в театре им. К. С. Станиславского, она в 1967 году, перешла в труппу академического театра им. Вл. Маяковского.
Одновременно с работой в театре Галина много снималась в кино. Так у режиссера Леонида Головни она сыграла главные роли в драме «Эхо далеких снегов» (геолог Ирина, любимая женщина Костомарова) и в приключенческой ленте «Конец Любавиных» (Клавдия); в детективе узбекского режиссера Загида Сабитова «Неожиданное рядом» актриса снялась в роли Тины Барышевой, а в спортивной драме Виктора Садовского «Удар! Еще удар!» - в роли Жени Струмилиной. Словом, к началу 70-х Галина Яцкина была уже узнаваема и любима многими зрителями.
Галина Яцкина и Леонид ГоловняК моменту съемок в картинах Леонида Головни Галина Яцкина уже была замужем. Был женат и Головня. Однако это не помешало Леониду начать ухаживания за красивой актрисой. Галина долго не принимала от Головни знаков внимания, но тот был настойчив, и она, в конце концов, сдалась.
Впоследствии Галина Ивановна признавалась, что ее уход от первого мужа, инженера Владимира, считает своим грехом. Владимир очень любил Галину и не смог перенести их разрыва. Он начал выпивать, возможно, это и привело его к ранней смерти.
Выйдя замуж за Леонида Головню, Галина Яцкина в 1972 году родила сына Василия. Но дальнейшая семейная жизнь у супругов не сложилась. Прожив четыре года, Галина вместе с сыном ушла от Головни, взяв с собой, по ее собственным словам лишь детский горшок… Время сгладило обиды, и сегодня бывший супруг порой звонит Галине Ивановне, поздравляет с праздниками…
ОбострениеПосле некоторого перерыва, связанного с рождением сына, Галина Яцкина вернулась к работе. В 1973 году она стала актрисой театра им. Ленинского комсомола. Год спустя, Галина Яцкина приняла участие в постановке телеспектакля Марка Захарова «Пир во время чумы», осуществленной к 175-летию со дня рождения Пушкина, где сыграла роль Луизы. Но рождение ребенка не прошло даром…
Врачи вообще запрещали Галине рожать, мотивируя это тем, что ребенок заберет костную ткань и туберкулез разовьется с новой силой. Но Галина все равно поступила по-своему, и заплатила за это двумя годами жизни на костылях.
Был момент, когда она вообще собиралась расстаться с актерской профессией. Из-за этого решила пойти учиться в аспирантуру Щукинского училища. Впрочем, что значит «пойти»?! Галина в очередной раз оказалась на больничной койке, а диссертацию приходилось писать по ночам в кабинете заведующего отделением…
К счастью, все обошлось. Галина благополучно защитила диссертацию и с 1979 года стала преподавать в родной «Щуке». Преподавательской деятельности она отдала 15 лет. Среди её учеников были Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и многие другие ныне известные актеры. Благодаря же её диссертации, в актёрских ВУЗах появилась новая дисциплина – «Специфика театрального актёра в кино и на телевидении».
«Слово для защиты»Но вернемся немного назад… В 1976 году, едва выйдя из больницы Галина Яцкина получила роль адвоката Ирины Межниковой в драме Вадима Абдрашитова «Слово для защиты». Эта работа стала одной из самых ярких, сильных работ актрисы на киноэкране. Героиня Яцкиной вынуждена по долгу службы защищать женщину, обвиняемую в покушении на убийство на почве ревности собственного мужа. Проникаясь сочувствием к своей подзащитной, которая в своей слепой любви не видит с каким поддонком и приспособленцем живет, Ирина, не имеющая большого опыта, не может правильно построить диалог, открыть глаза женщине. При этом сама героиня неожиданно пересматривает собственную жизнь: а так ли она счастлива? Сложная в психологическом плане роль была сыграна Галиной Яцкиной безукоризненно точно, выверено, что и позволило создать полнокровный, многогранный образ.
Надо ли говорить, что роль далась актрисе сложно не только психологически, но и физически. Ее ноги просто не выдерживали многочасовых съемок, и тогда Абдрашитов решил снимать ее с утра в тех кадрах, где приходилось двигаться, а затем сцены, где героиня могла сниматься, сидя за столом.
Заслуженной наградой для актрисы стал зрительский успех картины и приз за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале.
Третий бракК тому времени относится и третий, по словам Галины Ивановны, самый ее счастливый брак. Новым избранником актрисы стал Феликс, работавший тогда завотделом ЦК комсомола по туризму. Все в их жизни складывалось хорошо, и даже Василий стал называть своего отчима папой, искренне к нему привязавшись. Однако ранний инфаркт прервал семейную идиллию.
АфганистанВ 80-е годы Галине Яцкиной довелось поработать в Афганистане на киностудии «Афганфильм» - и это в самый разгар войны! Галина Ивановна вспоминает: «На киностудию меня возили в машине «под ружьем» и так же привозили обратно. По ночам - бомбежки. Ложась спать, я знала, что могу не проснуться. Иногда выступала в госпиталях перед ранеными. Когда со сцены впервые увидела окровавленные бинты, обрубки ног и рук, потеряла дар речи. Какой-то военный вытащил меня за кулисы, дал полстакана водки и сказал: «А теперь выдохни и иди обратно». Кстати, с тех времен я не люблю фейерверки. Самолеты, которыми я летала в Москву, обстреливали душманы. Нас страховали десять вертолетов: брали в кольцо и выпускали тепловые ракеты от «стингеров». За иллюминатором сверкало, как в День Победы на Красной площади. А в самолете стояла гробовая тишина…»
90-еКризис, поразивший в начале 90-х нашу страну, отразился на многих популярных актерах. Оставив актерскую профессию, она пыталась вкладывать деньги в кино. Так в 1991 году Галина Ивановна стала директором фирмы «Киноконтракт». Вместе с директором киностудии «Мосфильм» Кареном Шахназаровым они финансировал первый фильм Тиграна Кеосояна «Катька и Шиз» (1992). «Знала, конечно, что деньги не вернутся, но пошла на это сознательно», - вспоминает Галина Ивановна.
Затем, видя, что в родной стране искусство и актеры на данный момент не нужны, Галина Яцкина пыталась заняться бизнесом. Ездила в Китай, закупала там одежду и реализовывала ее в Саратове…
Какое-то время Галина преподавала актерское мастерство в Финляндии, где и познакомилась с бизнесменом Матти, работавшим продюсером на фильме Никиты Михалкова «Урга». Матти стал четвертым мужем Галины, а шафером на свадьбе был сам Никита Сергеевич. Супруги прожили вместе пять лет. Сегодня Галина Ивановна снова одна…
Православное киноВ новом веке Галина Яцкина вернулась в кинематограф. Свое предназначение она видит духовном просвещении зрителей. Вместе со своим сыном Василием Яцкиным они в 2005 году сняли первый фильм из цикла «Под Солнцем», посвященный личности знаменитого музыканта Курта Кобейна. Картина снята в духе православного кино, деликатно и ненавязчиво разъясняя с духовной точки зрения сущность современной контр-культуры. К сожалению, фильм не смог «пробиться» на телеэкраны. Создателям объяснили, что разговоры о Боге, о жертвенности - это «не формат».
Подобная участь постигла и второй фильм Галиной Яцкиной «Даниил и Алла», рассказывающий об удивительной, поистине героической судьбе русской женщины - Аллы Александровны Албениной, жены репрессированного в годы сталинизма писателя Даниила Андреева.
Однако Галина Ивановна не отчаивается. Она надеется, что ее фильмы дойдут до зрителя. А как иначе? Ведь без Веры жить нельзя.
Фильмография:1962 Половодье
1966 Женщины
1968 Четвертый папа
1968 Удар! Еще удар!
1969 Эхо далеких снегов
1971 Что делать? (телеспектакль)
1971 Отзвуки прошлого
1971 Неожиданное рядом
1971 Конец Любавиных
1974 Пир во время чумы (телеспектакль)
1974 Здравствуйте, доктор!
1976 Слово для защиты
1978 Уроки
1981 Возьму твою боль
1982 Человек, который закрыл город
1983 Люди и дельфины
1986 Тайное путешествие эмира
1988 Ожог
1989 Бывший папа, бывший сын
1990 Провинциалки
1991 Рогоносец
2005 Под Солнцем. Благословение или проклятие – режиссер, сценарист
2006 Даниил и Алла – режиссер, сценарист
2008 Блаженная (Россия-Украина)
Источник: peoples.ru