На чтение: 5 мин.
Поделиться: 
Габриэль Урбен Фор
Габриэль Урбен Фор

Габриэль Урбен Фор

Французский композитор, органист, пианист и учитель

Фамилия
Урбен
Дата рождения
12.05.1845
Возраст
178 лет
Страна / Гражданство
Франция
Категория
Композиторы

Форе родился в культурной, необычайно музыкальной семье. Он показал свой талант, будучи маленьким мальчиком. Его отправили в музыкальный колледж в Париже, где он обучался как органист и хормейстер. Среди его учителей был Камиль Сен-Санс (Camille Saint-Saëns), который стал другом Габриэля на всю жизнь. На раннем этапе своего бытия Форе вел скромную жизнь педагога и органиста, оставив совсем немного времени для своих композиций. И даже когда он стал успешным, заняв пост органиста в церкви Св. Марии Магдалины (Église de la Madeleine) и возглавив Парижскую консерваторию (Paris Conservatoire), ему все равно не хватало времени на сочинительство. Форе убегал от суеты и удалялся в сельскую местность, где и реализовывал себя как композитор.

На закате жизни Габриэль был признан во Франции ведущим французским композитором своего времени. У него также было много поклонников в Англии, но, хотя его музыка прижилась во многих странах, на это потребовалось не одно десятилетие. Музыка Форе – это яркий образец конца романтизма с примесью модернизма второй четверти 20-го века. Когда родился Форе, композитор Гектор Берлиоз (Hector Berlioz) все еще сочинял, а к моменту его смерти была услышана 'атональная музыка' второй венской школы. Музыкальный словарь Гроува (The Grove Dictionary of Music and Musicians), посвященный академической музыке, описывает Габриэля как самого передового композитора своего поколения во Франции, отмечает, что его гармонические и мелодичные нововведения повлияли на преподавание гармонии для будущих поколений. В отличие от обаяния его ранней музыки, последние его работы, написанные в пору его растущей глухоты, были эфемерны и пропитаны одиночеством.

Габриэль Урбен Форе (Gabriel Urbain Fauré) родился 12-го мая 1845-го, в Памье, Арьеж (Pamiers, Ariège). Он был пятым сыном и шестым ребенком Туссена-Оноре Форе (Toussaint-Honoré Fauré) и Марии-Антуанетты-Элен Лален-Лапрейд (Marie-Antoinette-Hélène Lalène-Laprade). Пока ему не исполнилось четыре, Габриэль жил с кормилицей. В 1849-м Туссен-Оноре был назначен директором Высшей нормальной школы, и Форе по возвращению в семью часами играл на фисгармонии в часовне, закрепленной за школой. Одна старая слепая женщина, услышав его игру, дала мальчику совет, чтобы он рассказал своему отцу, что у него есть талант к музыке. В 1853-м один из представителей Национального собрания Франции также остался под впечатлением от игры Форе и предложил его отцу отдать его в Школу классической и религиозной музыки (École de Musique Classique et Religieuse). Целый год Туссен-Оноре терзали думы, после чего он согласился отправить 9-летнего Габриэля в Париж в 1854-м.

Режим в школе оказался строгим, жилые комнаты были мрачными, а питание весьма посредственным, однако все это компенсировало отличное музыкальное обучение. В 1861-м на место умершего преподавателя Нидермайера (Niedermeyer) пришел Камиль Сен-Санс, знакомя учеников с современной музыкой, в том числе с Шуманом (Schumann), Листом (Liszt) и Вагнером (Wagner). Он с большим удовольствием развил талант одаренного Форе и стал его близким другом. Габриэль покинул школу в 1865-м с титулом мэтра-де-Шапель.

После обучения он был назначен главным органистом в церкви Сен-Совер (Church of Saint-Sauveur), плюсом за четыре проведенных там года давал 'бесчисленные уроки игры на фортепиано'. Непростые отношения с приходским священником, который небезосновательно сомневался в религиозных убеждениях Форе, заставили без того скучающего мэтра перебраться к северу от Парижа, а с началом франко-прусской войны в 1870-м он добровольно ушел на военную службу.

Когда Габриэль вернулся в Париж в 1871-м, он был назначен хормейстером и стал одним из первых членов Национального музыкального общества (Société Nationale de Musique). К 1874-му он стал секретарем общества; многие из его работ были представлены именно на концертах этого общества, продвигающего новую французскую музыку. В том же году Форе переехал в Сен-Сюльпис (Saint-Sulpice), чтобы заменить вечно отсутствующего Сен-Санса (Saint-Saëns) на посту главного органиста в церкви Св. Марии Магдалины. Некоторые поклонники Форе выразили сожаление, что музыкант, профессионально игравший четыре десятилетия подряд на органе, не оставил сольных композиций для этого инструмента.

1877-й был важным годом для Форе, как в профессиональном, так и в личном плане. В январе он с большим успехом сыграл на концерте скрипичную сонату, которая стала поворотным пунктом в его карьере. В марте Габриэль ушел из церкви Св. Марии Магдалины, а в июле обручился с Марианной Виардо (Marianne Viardot), в которую был влюблен по уши. К его великому сожалению, она расторгла помолвку в ноябре 1877-го, и, чтобы отвлечь несчастного Форе, Сен-Санс взял его с собой в Веймар (Weimar) и познакомил с Ференцом Листом (Franz Liszt). Этот визит помог развить вкус Форе к выездам за границу, что и делал композ итор почти до конца своих дней.

Габриэль женился на Мари Фремье (Marie Fremiet), дочке ведущего скульптора Эммануэля Фремье (Emmanuel Fremiet). В браке Форе был нежен, но Мари чувствовала себя покинутой из-за частых разъездов мужа, его 'ненависти к домашней жизни' и романов на стороне. У пары родилось два сына – Эммануэль Форе-Фремье (Emmanuel Fauré-Fremiet), биолог с международной репутацией, и Филипп (Philippe) – известный писатель.

В 1896-м Габриэль стал профессором композиции в Парижской консерватории, а через девять лет занял пост директора. В 1920-м он покинул консерваторию из-за глухоты и физической слабости, отчасти вызванной его пристрастием к курению. В старости он достиг своего рода спокойствия, не потеряв замечательной духовной жизнеспособности, а скорее, наоборот, удалив сенсуализм, и разгорелся страстью к сочинительству.

Форе умер в Париже от пневмонии, 4-го ноября 1924-го, в возрасте 79 лет.

Источник: peoples.ru