Родился в семье рабочего-мраморщика. Русский. В шестилетнем возрасте остался без отца. В 1928 г. окончил семилетку, в 1930 г. – школу ФЗУ им. Ф.Э. Дзержинского. Работал кузнецом. Занимался в фабричном радиоклубе. В 1932 г. окончил школу лётчиков Осоавиахима, имея налет 80 часов.
В РККА с 1932 г. В 1933 г. окончил 2-ю военную школу лётчиков в г. Борисоглебске.
Служил в Ленинградском военном округе младшим лётчиком в бригаде особого назначения. Летал на бомбардировщике. Затем, после многочисленных рапортов его перевели в истребительную авиацию. Был командиром звена 12-й истребительной эскадрильи 111-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.
Участвовал в народно-революционной войне в Испании с 20.08.37 по 27.07.38 гг. под псевдонимом «Эвухеньо». Налетал 205 часов на И-15. Совершил 100 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, лично сбил 10 самолетов противника – 6 истребителей (4 Cr.32, 2 Bf.109) и 4 бомбардировщика (Ju.86, Do.17 и 2 SM.81). Награжден орденом Красного Знамени (10.11.37).
Вспоминает полковник Степанов: «Мы изображали из себя советских туристов, собирающихся на международную выставку в Париже. Мы сели на пароход от Ленинграда до Гавра и, с помощью испанской группы поддержки, прилетели оттуда в Валенсию. Другие советские добровольцы добирались в испанские порты на борту советских грузовых судов».
В августе 1937 г. Степанов сбил два истребителя лично (Fiat CR-32 над Уэской и Bf.109 над Сарагосой), а также бомбардировщик Do.17 в паре с Никитой Сюсюкаловым.
1.09.37 г. над Белчите он сбил еще один CR-32.
12.10.37 г. Степанов сбил бомбардировщик Ju.86 в группе с Анатолием Серовым и Ильей Финном. Он попытался таранить Fiat Cr.32, но в последний момент фашисту удалось увернуться.
15.10.37 г. в составе эскадрильи И-15 участвовал в атаке аэродрома Гарапинильос около Сарагосы. Согласно сообщениям разведки во время налета было уничтожено 40 самолетов, а 20 повреждено.
В ночь с 27 на 28.11.37 г. сбил два бомбардировщика SM.81. Во время этой атаки ему пришлось таранить одну из машин левой стойкой шасси своего И-15.
По словам самого Степанова «это был незапланированный таран».
Он нёс боевое дежурство в районе Барселоны в паре с лётчиком Ильей Финном. Около 3.00 в 40 км севернее города на высоте 2000 м Степанов обнаружил итальянский бомбардировщик SM-81 и пошёл на сближение. Стрелки открыли по нему огонь. Пулемётными очередями ему удалось поджечь сначала левое, а затем - правое крыло. Но враг продолжал лететь. Перезарядить оружие не было времени и Степанов пошёл на таран. Увеличив скорость, он решил с левым разворотом нанести удар колёсами шасси по рулю поворота, но не рассчитал и ударил винтом и левым колесом.
Удар оказался скользящим и потому не очень сильным, но его оказалось достаточно: неуправляемый бомбардировщик рухнул в море. Это был первый в мире ночной таран. Вскоре Степанов обнаружил второй фашистский бомбардировщик. Он атаковал его на повреждённом самолёте и с первой атаки огнём из пулемётов поразил кабину. Тот камнем рухнул на землю, а Степанов благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель.
После отъезда Анатолия Серова на родину он стал командиром эскадрильи.
17.01.38 г. он провёл свой последний бой в небе Испании. В этот день Степанов повел своих летчиков к горам Универсалес на перехват «юнкерсов», летевших на бомбардировку республиканских войск в сопровождении большой группы «фиатов».
Над городом Охос-Негрос завязался бой. Степанов сбил один истребитель Cr.32. Пытался таранить второй, но был сбит огнём зенитной артиллерии. Были перебиты тросы управления, поврежден двигатель. Степанов выбросился с парашютом. При приземлении он сильно ударился о скалу и в бессознательном состоянии попал в плен.
Следующие полгода он провел в тюрьмах - в Сарагосе, Саламанке, Сан-Себастьяне. В течение месяца его держали в одиночной камере, по нескольку дней не давали пищи, трижды выводили на расстрел. В конце концов, республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на пленного немецкого пилота.
В июле 1938 г. на судне, шедшем через Францию и Бельгию, старший лейтенант Степанов вернулся в Ленинград. Был назначен инструктором по технике пилотирования ВВС Ленинградского военного округа.
2.06.39 г. вместе с группой летчиков воевавших в Испании и Китае Степанов прибыл в Монголию и был назначен командиром эскадрильи И-15бис в 22-й иап. Около трех недель он занимался подготовкой молодых летчиков, знакомил с местностью, проводил тренировочные полеты.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Совершил более 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 2 самолёта противника. Награжден монгольским орденом «За воинскую доблесть» (10.08.39).
22.06.39 г. он повел эскадрилью в бой. Он подбил один японский истребитель и сбил другой. На его машине были разбиты стекла приборов, повреждена тяга управления двигателем. Ему с трудом удалось посадить изрешеченный самолет.
29.08.39 г. капитану Степанову Евгению Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда » № 152.
Член ВКП(б) с 1939 г.
Участвовал в освобождении Западной Белоруссии.
Участвовал в советско-финской войне. Летал в составе 19-го иап.
Затем служил инспектором по технике пилотирования ВВС МВО.
В 1944 г. был назначен заместителем начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.
С апреля 1948 г. в запасе. Работал начальником отдела ЦК ДОСААФ. Был руководителем советских команд на авиационных чемпионатах мира в Праге и Париже.
В течение ряда лет занимал пост вице-президента Международной авиационной федерации. Участвовал в работе конференций ФАИ в Париже и Стамбуле.
12.04.61 г. Степанов подписал акт о первом в мире полёте в космос Юрия Гагарина.
В 1965-77 гг. он был начальником лётно-испытательной станции Московского вертолётного завода.
С 1977 г. - научный сотрудник Центрального Дома авиации и космонавтики.
Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Источник: peoples.ru