На чтение: 10 мин.
Поделиться: 
Борис Эйфман
Борис Эйфман

Борис Эйфман

хореограф

Фамилия
Эйфман
Имя
Борис
Дата рождения
22.07.1946
Возраст
78 лет
Страна / Гражданство
Россия
Категория
Балет

Родился 22 июля 1946 года в городе Рубцовске Алтайского края. Отец - Эйфман Янкель Борисович (1906 г. рожд.). Мать - Курис Клара Марковна (1918 г. рожд.). Супруга - Морозова Валентина Николаевна (1953 г. рожд.). Сын - Эйфман Александр Борисович (1995 г. рожд.).

Один из ведущих хореографов мира Борис Эйфмана свои первые шаги как постановщик танцев сделал уже в 16 лет. С 1962 по 1966 год он руководил детским хореографическим коллективом. В 1972 году он окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Его первые постановки - балеты "Жизни навстречу" (1970, муз. Кабалевского), "Икар" (1970, муз. А. Чернова, В. Арзуманова), "Блестящий дивертисмент" (1971, муз. М. Глинки), "Фантазия" (1972, муз. А. Аренского) - вызвали взволнованный отклик зрителей и пристальное внимание критиков. Дипломная работа молодого хореографа - балет "Гаяне" на музыку А. Хачатуряна (1972) - был создан и показан на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Это было блистательное начало творческого пути.

С 1971 по 1977 год Б.Я. Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском Академическом хореографическом училище имени А.Я. Вагановой (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). После "Гаянэ" им были созданы балеты: "Русская симфония" (1973, муз. В. Калинникова), "Встречи" (1975, муз. Р. Щедрина), "Жар-птица" (1975, муз. И. Стравинского), "Прерванная песня" (1976, муз. И.Калныньша), "...Души прекрасные порывы" (1977, муз. Р. Щедрина). Все они с большим успехом шли на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова. Спектакль "Жар-птица" принес Б.Я. Эйфману мировую известность: вскоре после премьеры в Ленинграде он был показан в Москве и на гастролях в Японии. Помимо театральных постановок в эти годы Б.Я. Эйфман стал автором фильмов-балетов: "Вариации на тему рококо", "Икар", "Блестящий дивертисмент".

В 1977 году молодой хореограф получил возможность создать свой театр при Ленконцерте, который получил название "Новый балет", а впоследствии был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Не имея ни сцены, ни постоянных репетиционных помещений, с маленьким коллективом, он сумел произвести сильнейшее впечатление первой же программой, в которую вошли спектакли: "Только любовь" (муз. Р. Щедрина), "Искушение" (муз. Р. Уэйкмана), "Под покровом ночи" (муз. Б. Бартока), "Прерванная песня" (муз. И. Калныньша), "Двухголосие" (муз. Д. Баррета - из репертуара "Пинк Флойд"). Камерный балет "Двухголосие" зрители до сих пор вспоминают как потрясение. В последующие годы Б.Я. Эйфман поставил спектакли "Жар-птица" (1978, муз. И. Стравинского) и "Вечное движение" (1979, муз. А. Хачатуряна).

Театр Б.Я. Эйфмана изначально возник как авторский, как театр одного хореографа, что для тех лет было явлением уникальным. Первые спектакли коллектива были обращены к молодежной аудитории. Смелым экспериментом стал балет "Бумеранг" на музыку Д. Маклафлина, о котором "Нью-Йорк таймс" опубликовала статью под заголовком "Борис Эйфман - человек, который осмелился".

Становление Театра балета под руководством Б.Я. Эйфмана связано с духовным воспитанием целого поколения российского зрителя. Репертуар театра поражал своим многообразием: трагедия и буффонада, библейская притча и психологическая драма, рок-балет и детская сказка... Велико было и жанровое разнообразие постановок: полнометражные одноактные спектакли, камерные балеты и хореографические миниатюры.

Всего за годы своей плодотворной творческой деятельности он создал более 40 балетов, которые отличаются масштабностью поднимаемых тем, оригинальностью хореографического решения.

В своих спектаклях Б.Я. Эйфман обращается к важнейшим вопросам человеческого бытия, стремится проникнуть в тайны человеческой психики. Философская направленность - характерная черта его творчества. Каков бы ни был сюжет спектакля, хореограф всегда вскрывает важнейшие нравственные проблемы, стремится понять и отразить противоречия жизни, духовного мира человека. В его спектаклях напряженность драматических коллизий, кажется, достигает предела. Однако, показывая жестокое устройство мира, автор этим не ограничивается, проникая вглубь человеческой души. Стремление Б.Я. Эйфмана к драматизации и высшему напряжению проявляется в создании массовых сцен, которым придается особое значение: почти всегда это кульминации спектаклей, где кордебалет принимает активнейшее участие и несет важную смысловую нагрузку. В России сегодня это единственный театр современного балета, поражающий грандиозными ансамблевыми построениями. Создавая свой стиль, Б.Я. Эйфман прорабатывал разные пластические системы, театр стал для него своеобразной лабораторией. Хореограф не ограничивает себя рамками чисто балетного спектакля, ибо для него главное - театральность. Его постановки - синтетическое зрелище, открывающее новые формы, новые принципы танцевального действия.

На репертуаре театра оформилась балетная труппа с особым пластическим мышлением. Артисты, блистательно владея классическим танцем, обладают даром перевоплощения. Б.Я. Эйфман, являясь создателем новой актерской школы, определяет искусство балета прежде всего как духовный процесс. Еще в конце 1980-х годов театральная критика отмечала, что хореография Бориса Эйфмана - явление "наиболее новаторское, самобытное и творческое, а его философские, психологические балеты-притчи - уже хореография XXI века".

Балетмейстер первым на балетной сцене обратился к творчеству Ф.М. Достоевского. Спектакль "Идиот", поставленный им на музыку Шестой симфонии П. Чайковского, стал замечательным событием в культурной жизни страны.

Не менее ярким явлением стал спектакль Б.Я. Эйфмана "Чайковский" на музыку П.И. Чайковского, премьера которого состоялась 12 сентября 1993 года в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Это - поэтичная, тончайшая и одновременно до отчаянности смелая попытка проникнуть в сложнейший духовный мир гения. Касаясь самых потаенных струн души, делая это благородно и, одновременно, экспрессивно, балетмейстер вовлекает в водоворот своих фантазий потрясенного зрителя, ставшего свидетелем того, чего не выразить словами: зримого сценического воплощения жизни души. События жизни великого композитора угадываются, но не они главное. В центре - мятущаяся душа художника, страдающего от непонимания. Мотивы произведений П.И. Чайковского вплетены в ткань спектакля, тесно связаны с внутренней жизнью героя. В приемах театрального воплощения симфонической музыки хореограф предлагает смелые, убедительные решения, находя в музыкальном материале контуры творческой судьбы композитора.

В спектакле "Дон Кихот, или Фантазии безумца" (1994) смелая фантазия балетмейстера "накладывает" новый сюжет на хорошо знакомую всем любителям балета музыку Л. Минкуса. Хореограф-мыслитель, хореограф-философ возвращает зрителя к образу великого "безумца" и рыцаря - образу, который со временем изрядно потускнел. Этот балет-притча явился во многом автобиографическим. Он повествует о времени, когда тоталитарное общество вводило жесткие ограничения на творчество художника, и о том, что творческий порыв, жажду самовыражения даже в самых жестоких условиях нельзя уничтожить. Спектакль, безукоризненный по своему вкусу, звучит истинным гимном творчеству. Новаторство пластического решения, яркость и динамика сценического действия дают сильнейший импульс, пробуждают веру в несокрушимую силу Искусства, Добра и Любви.

В 1995 году Б.Я. Эйфман снова возвращается к творчеству Ф.М. Достоевского балетом "Карамазовы" на музыку С. Рахманинова, Р. Вагнера и М. Мусоргского. Однако если ранее он следовал сюжету, передавая сложный внутренний мир чувств героев (в спектакле "Идиот"), то здесь он воплощает движение идей романа "Братья Карамазовы" и его роковых пророчеств. Перед зрителем предстает титаническая борьба идей и страстей. В убедительных и ярких пластических образах выражены сложнейшие философские проблемы, которые никогда ранее не поднимались на балетной сцене. Сама жизнь Алексея предстает в спектакле как воплощение истории России: от верующей - к сокрушающей все вокруг - и снова возвращающейся к Богу. Музыка гениальных композиторов сплавляется воедино с пластикой, сценографией и виртуозным исполнительским мастерством всей труппы, благодаря чему кульминационные точки спектакля достигают огромной эмоциональной силы.

28 января 1997 года в Российском государственном академическом театре драмы имени А.С. Пушкина состоялась премьера балета Б.Я. Эйфмана "Красная Жизель" на музыку П. Чайковского, Ж. Бизе и А. Шнитке. Балет посвящен великой русской балерине О. Спесивцевой, прожившей в искусстве короткую, но блистательную и яркую, как ослепительная вспышка, жизнь. Передавая судьбу великой балерины, автор приоткрывает историю танцевального искусства ХХ века: от классического экзерсиса до авангарда, от бытового танца до высокого психологизма. Гениальная, хрупкая, трепетная душа, как душа самого балетного искусства, воплощенная в человеческом облике, - противостоит не просто окружающему миру, но миру в момент катастрофы, раскола и смуты. Этот спектакль - настоящая дань памяти, восхищения и любви: еще одна судьба из череды судеб многих великих российских художников, казалось бы навсегда ушедших, вновь возвращается на русскую сцену. В балете "Красная Жизель" автор лаконичен, даже строг в пластическом изображении всего, что касается окружения великой балерины, и в то же время необыкновенно фантастичен и изобретателен при передаче непростых жизненных коллизий трагической судьбы и сценической жизни балерины. Как ожившая греза, героиня спектакля несет современным зрителям свет возвышенной любви и красоты. Этим во многом объясняется громкий успех спектакля в России и за рубежом.

С не меньшим успехом был встречен зрителями спектакль Б.Я. Эйфмана "Мой Иерусалим" (1998). Его первая часть, поставленная на музыку "Реквиема" Моцарта, - истинный гимн бессмертию человеческого духа, неистребимости его творческого порыва. Вторая часть спектакля говорит о вечных глубоких темах Веры, Надежды, Любви в яркой современной форме. Герои стремятся понять себя, найти свой путь среди трех религий мира: христианской, иудейской и мусульманской и обретают гармонию, осознав, что все они - дети единого Бога. В балете использована современная техно-музыка, а также религиозная и этническая музыка различных народов. Балетмейстер обращается к молодому зрителю, говорит на понятном ему "языке", стремясь приобщить его к глубоким гуманистическим идеям.

Помимо уже упомянутых спектаклей за годы художественного руководства театром Б.Я. Эйфман поставил балеты: "Поединок" (1980, муз. А. Хачатуряна); "Покорение стихии" (1981, муз Д. Шостаковича); балеты "Автографы" (1981); "Игры" (муз. Вивальди), "Про и контра" или "Контрапункт" (муз. А. Шнитке), "Реквием балерине" (муз. Бетховена); "Познание" (1981, муз. Т. Альбинони); "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1982, муз. Дж. Россини в обработке Т. Когана); "Легенда" (1982, муз. Т. Когана); "Композиция" (1982, муз. А. Веберна); "Художник" (1983, муз. Ф. Шуберта); Камерные балеты "Метаморфозы" (1983):"Ария" (муз. Э. Вила-Лобоса), "Прогулка" или "Рандеву" (муз. О. Николаи), "Предисловие к Гамлету" (муз. И. Брамса); "Каприс" (1983, муз. Г. Берлиоза); "Двенадцатая ночь, или Что угодно" (1984, муз. Г. Доницетти); "Поединок" (1986, муз. В. Гаврилина); "Интриги любви" (1986, муз. Дж. Россини в обработке Т. Когана); "Мастер и Маргарита" (1987, муз. А. Петрова); "Пиноккио" (1989, муз. А. Оффенбаха); "Человеческие страсти" (1990, муз. Х. Сарманто); "Убийцы" (1991, муз. И.С . Баха - Г. Малера, А. Шнитке); "Реквием" (1991, муз. В.А. Моцарта); "Иллюзии" (1992, муз. К. Пети); "Русский Гамлет" (1999, муз. Л. Бетховена, Г. Малера); "Дон Жуан и Мольер" (2001, муз. В.А. Моцарта, Г. Берлиоза). По многим спектаклям Б.Я. Эйфмана сняты телевизионные фильмы-балеты.

Б.Я. Эйфман - Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1999), лауреат театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит" (1995, 1996, 1997), премий Союза театральных деятелей РФ "Золотая маска" (1996, 1999), премии "Триумф" (1996). В 1998 году удостоен высшей духовной награды детей России - ордена "Мира и Согласия" по номинации "Новое слово в хореографии". Награжден Орденом кавалера искусств Франции (1999).

Б.Я. Эйфман принимает активное участие в работе Международной балетной секции при ЮНЕСКО, является и.о. профессора Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Источник: peoples.ru