Голицын Александр Николаевич, князь - государственный деятель (1773 - 1844). Зачисленный при Екатерине II в пажи, Голицын с детских лет имел доступ ко двору, где сначала ценился как участник детских игр великих князей - Александра и Константина , а потом - как остроумный и ловкий кавалер. При Павле был выслан из Петербурга. Служебная карьера его начинается уже при Александре. Назначенный сначала обер-прокурором I департамента Сената, Голицын в 1803 г., по настоянию Александра, взял на себя должность обер-прокурора Святейшего Синода. В 1810 г. Голицын становится, при сохранении прежней должности, главноуправляющим иностранными исповеданиями, в 1816 г. - министром народного просвещения. После того как в 1817 г. ведомства духовных дел и народного просвещения были объединены в одно министерство, Голицын стал во главе последнего, но был освобожден от должности обер-прокурора. Такое положение он занимал до 1824 г., когда должен был выйти в отставку по обоим ведомствам, сохранив за собой только звание главноначальствующего над почтовым департаментом (соответствующее званию министра путей сообщения). Последнюю должность занимал Голицын и при Николае I . С 1810 г. состоял членом государственного совета, а в течение 1839 - 41 годов - председателем общих собраний. Голицын играл видную роль и в некоторых учреждениях общественного характера: был президентом Библейского Общества, президентом "Человеколюбивого Общества" и принимал деятельное участие в организации "Попечительного о тюрьмах общества" и др. В 1843 г. Голицын удалился в Крым, где и умер. Голицын - одна из ярких фигур александровского царствования. В молодые годы Голицын - типичный вольнодумец Екатерининской эпохи, с веселым легкомыслием относящийся к религиозным вопросам и наслаждения жизни предпочитающий общественной деятельности. Назначение его обер-прокурором Святейшего Синода явилось поэтому полной неожиданностью и объясняется исключительно желанием Александра иметь на этом важном месте близкого человека. Скоро, однако, в настроении Голицына происходит глубокая перемена. Он проникается религиозными интересами, которые постепенно принимают у него мистическое направление, и в связи с этим резко изменяет свой образ жизни. Свои новые взгляды Голицын старался провести прежде всего в качестве президента Библейского Общества; но еще более широкое поприще открылось перед ним с объединением в его руках ведомства духовных дел и народного просвещения. Школьное дело было поставлено в тесную зависимость от религиозных верований и переживаний главы министерства, и благочестие было признано основанием истинного просвещения. В строе учебных заведений и в постановке преподавания произведены были очень существенные изменения. Те же тенденции сказались и в отношении Голицына к литературе, в крайней придирчивости цензуры. Сам Голицын был человеком довольно добродушным; но при нем получали доступ к важным должностям разные искатели карьеры, вроде известного Магницкого , и эти лица доводили до крайней степени реакционное направление в деятельности министерства. Голицын пал потому, что и сам оказался не тверд в благочестии: такое подозрение постарались внушить Александру враги Голицына, представители образовавшейся тогда новой церковно-реакционной партии (особенно архимандрит Фотий ), ссылаясь на его противный православию мистицизм. С потерей политического значения Голицын не потерял, однако, дружеской привязанности к нему Александра, и благодаря личной близости даже по священ был последним в вопрос о престолонаследии, державшийся, как известно, в строгом секрете. В "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских", 1870, книга I, напечатан труд Голицына: "Мнение о разности между Восточной и Западной церковью, с историей разделения их", представленное им императрице Елизавете Алексеевне . - См.: P. von Gotze "Furst A. N. Galitzin und seine Zeit." (отзыв Карновича в "Историческом Вестнике", 1882, № 4 и 5); Н.И. Барсов "Архимандрит Фотий и князь Голицын" ("Русская Старина", 1881); "Рассказы князя А.Н. Голицына, записанные Ю.Н. Бартеневым" ("Русская Старина", 1884); великий князь Николай М
ихайлович "Александр I" (переписка Голицына); М.В. Довнар-Запольский "Обзор новейшей русской истории", т. I; И.А. Чистович "Руководящие деятели духовного просвещения в России" (СПб., 1894); С.В. Рождественский "Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения" (СПб., 1902). А. Заозерский.
Источник: peoples.ru