Александр Агрикола
Франко-фламандский композитор
- Фамилия
- Агрикола
- Имя
- Александр
- Дата рождения
- не указана
- Возраст
- не указан
- Страна / Гражданство
- не указана
- Категория
- Композиторы
Выдающийся франко-фламандский композитор эпохи Возрождения. Был весьма важным деятелем организации 'Grande Chapelle' – крупного музыкального объединения эпохи Габсбургов (Habsburg). Пользовался большим успехом и как композитор – музыку его с удовольствием слушали по всей Европе. За свою музыкальную карьеру успел попробовать свои силы во всех важнейших музыкальных стилях того времени – как религиозных, так и мирских.
О раннем периоде жизни Александра известно довольно немного. Относительно недавно удалось выяснить, что родился Агрикола в Генте (Ghent). Большую часть своей жизни композитор провел в Италии (Italy), Франции (France) и в так называемых Нижних Землях – территории исторических Нидерландов (Low Countries); впрочем, в его биографии есть целый ряд неизвестных моментов, так, Агрикола вполне мог побывать и в других странах Европы.
В период с 1471-го по 1474-й Александр был придворным певцом миланского герцога Сфорцы (Sforza); именно в этот период хор миланской капеллы превратился в один из крупнейших и известнейших музыкальных коллективов Европы. Кстати, в Милане же в то время работали Луазе Компер (Loyset Compère), Йоханнес Мартини (Johannes Martini), Гаспар ван Веербек (Gaspar van Weerbeke) и еще несколько влиятельных композиторов того времени.
В 1474-м Сфорца написал Александру рекомендательное письмо для Лоренцо де Медичи (Lorenzo de' Medici); Агрикола перебрался во Флоренцию (Florence). В 1476-м Агрикола работал в Камбре (Cambrai), в Нижних Землях; скорее всего, в этот период на жизнь он зарабатывал пением. Чем Александр занимался с 1476-го по 1491-й, точно неизвестно; какое-то время он точно провел в Французской королевской часовне. Судя по всему, в этот период Агрикола успел изрядно прославиться в качестве композитора – в 90-х годах 15-го века он был востребован невероятно. За право принимать у себя Александра сражались представители Франции (France) и Неаполя (Naples).
В 1500-м Агрикола получил пост при дворе Филиппа Красивого (Philip the Handsome), герцога Бургундского (Duke of Burgundy) и короля Кастильского (King of Castile). Судя по всему, Александр сопровождал герцога в поездках по империи; к тому времени Агрикола был хорошо известен уже во всей Европе.
Александр часто – особенно в начале своей карьеры – демонстрировал определенный интерес к творчеству Йоханнеса Окегема (Johannes Ockeghem); к концу своей жизни он попал под влияние другого известного композитора, Жоскена Депре (Josquin des Prez). C именем Окенгема часто связывают работы Агриколы, которые явно были написаны без особой оглядки на чужое творчество; в отличие от Йоханнеса, Агрикола активно прибегал к повторам и последовательностям – довольно популярным у композиторов в начале нового ве ка.
Агрикола создавал мессы, мотеты и прочие религиозные композиции. Большинство его инструментальных произведений основывались именно на духовной музыке – вроде творений Жиля Беншуа (Gilles Binchois) и Окегема. Пик успеха произведений Агриколы пришелся на конец 15-го века.
Александр стал одним из важнейших деятелей эпохи перехода между бургундским стилем и творениями нидерландских творцов вроде названного уже Депре; интересно, что Агрикола мастерски владел обоими стилями. В своей музыке Александр органично соединял лучшие элементы наиболее характерных творений других композиторов, привнося в получившуюся смесь уникальную нотку собственного стиля. Мелодии от Агриколы отличались чрезвычайной сложностью, детализированностью и изяществом.
В августе 1506-го судьба занесла Агриколу в Вальядолид, Испания (Valladolid, Spain) – композитора угораздило заразиться чумой. Скончался Александр Агрикола 15-го августа 1506-го.
Источник: peoples.ru