Кумир.Ру

Теобальд Бём

Категории › ИскусствоМузыкаКомпозиторы

Теобальд Бём

Немецкий изобретатель, композитор и флейтист

Имя: Теобальд
Фамилия: Бём
Дата рождения: 09.04.1794
Гражданство: Германия

Родился Бём в Мюнхене, в семье ювелира. Музыкой Теобальд начал заниматься еще в детстве; сначала он играл на флажолете. У отца парень научился работе с мелкими деталями и металлом; пользуясь полученными знаниями, в 14 лет Бём сам сделал себе флейту. На протяжении двух лет Теобальд учился музыке у соседа, флейтиста Иоганна Непомука Капеллера (Johann Nepomuk Capeller), игравшего в то время в Мюнхенской придворной опере. Через четыре года – в 18 лет – Бём уже сам играл в оркестре; еще четыре года спустя он стал лучшим флейтистом Королевского оперного театра (Königliche Isartor Theater) Мюнхена. Музыка оставалась его главной страстью, но немало времени он уделял и совершенствованию музыкального инструмента – Теобальд постоянно экспериментировал с различными материалами и конструкциями флейты. В то время Бём создавал флейты из серебра, золота, никеля и даже дерева; много он экспериментировал, в частности, с расположением отверстий для пальцев.

В 1816-м Теобальд отправился в Швейцарию, где два года путешествовал с гастрольным туром. Через четыре года после окончания гастролей, в 1822-м, свет увидело первое его произведение. Бём не оставил гастрольную жизнь – в дальнейшем он играл на сценах Австрии, Германии и Швейцарии. Музыка приносила ему неплохой доход; на прокорм немалой семьи Теобальда, однако, денег упорно не хватало.

В 1813-м Бём познакомился с английский флейтистом Чарльзом Никольсоном (Charles Nicholson); его игра вдохновила Теобальда на продолжение экспериментов. Многие опыты Бёма имели под собой довольно сложный акустический базис. В 1832-м Теобальд создал свою первую 'нетрадиционную' флейту – коническую, с открытыми клапанами. Уже в ней проявились те идеи, которые и прославят Теобальда в дальнейшем; образец, однако, во многом был схож с обычными обратноконическими флейтами того времени. Тем не менее, Бём отправился с концертами по Европе; своей талантливой игрой он заставил мир признать за новой флейтой право на жизнь.

Как уже упоминалось, изыскания Бёма были связаны с довольно сложными отраслями прикладной науки; действовать 'на ощупь' изобретатель не собирался. В Университете Мюнхена Теобальд прослушал курс акустики; в дальнейших экспериментах ему помогал друг, профессор физики Карл Эмиль фон Шафхойтль (Karl Emil von Schafhäutl). С помощью Карла Бём создал, помимо прочего, принципиально новый метод плавки железной руды.

В 1834-м Теобальд поеха л во Францию; там его инструмент пользовался куда как большим успехом, нежели в Германии. Бём продолжал дорабатывать модель; в 1847-м была создана цилиндрическая флейта – используемая и по сей день. В том же году Теобальд ввел новую систему расположения клапанов; к 1851-му 'флейта Бёма' была закончена полностью. Лицензии на право изготовливать подобные флейты приобрели лучшие мастера Европы; постепенно новый инструмент становился все более и более популярным. С 1851-го конструкция флейт если и изменилась, то незначительно; более того, те же принципы легли в основу новых видов кларнетов и саксофонов. В 1860-м Теобальд выпустил новый инструмент – альтовую флейту своей системы; через 11 лет он подытожил историю своих поисков в книге 'Флейта и игра на флейте' ('Die Flöte und das Flötenspiel'); в данном труде подробно рассматривались различные аспекты его легендарного изобретения.

Умер Теобальд Бём 18-го ноября 1881-го.

Источник: peoples.ru

© Кумир.Ру