На чтение: 9 мин.
Поделиться: 
Сергей Курдюков
Сергей Курдюков

Сергей Курдюков

Комментатор телеканала «Евроспорт»

Фамилия
Курдюков
Имя
Сергей
Дата рождения
20.08.1968
Возраст
55 лет
Страна / Гражданство
Россия
Категория
Комментаторы
Сезон

– Каждая многодневка в этом сезоне понравилась по-своему. Но «Вуэльта» по степени драматизма перекрыла все остальные, хотя было бы несправедливо сказать, что она была самой событийной. На других гонках также были супернагрузки, борьба за жизнь, красивые этапы. Драматические и трагические, к несчастью, тоже. В целом, сезон супермногодневок получился самым впечатляющим за последние годы.

Одна из главных тем сезона – затяжка с решением по «делу Контадора».

– Когда шли гонки, я об этом почти ничего не думал. Между гонками – да, было время задуматься. Конечно, получилась ситуация странная и, что тут говорить, глупая. Потому что дисквалификация Альберто могла бы перекроить протоколы, которые заполнялись больше года назад.

Внутри пелотона чувствовалось напряжение по этому поводу?

– Я бы не сказал, что мысль об этом на гонщиков постоянно давила. Они делали свою работу, а не гадали, каков будет вердикт суда. Тем более, заседание постоянно отодвигалось.

Неоднозначный сезон получился у лучшего российского многодневщика Дениса Меньшова. Как считаете, у него еще будут возможности побороться за пьедестал?

– Во-первых, они у него и так были, на той же «Вуэльте». В последние дни гонки было видно, что если бы не проигрыш в начале – во многом обидный и возникший на пустом месте – то на пьедестале, как минимум, он бы стоял. Денис мог бы замахнуться и на победу при определенных обстоятельствах, хотя маршрут не был под него, как и на «Джиро»… Но ход есть. Слава богу, он еще в том возрасте и кондициях, когда можно думать о будущем, а не утешаться воспоминаниями.

В этом году исчезла американская HTC, объединились две бельгийские команды, а также RadioShack и Leopard Trek. Может, командам пора создавать свою Лигу чемпионов и перестать просить деньги у спонсоров?

– Это очень рискованный рецепт, который может увенчаться и колоссальным успехом, и катастрофической неудачей. От движения к самодостаточности, как известно, происходят конфликты с UCI. Но здесь столько разных полюсов, у каждого своя правда, и не все определяет экономика. Мне кажется, резкие движения делать не стоит, нужно вырабатывать более совершенную систему путем диалога и совместных усилий. А распады и слияния очень сильных команд – это, в том числе, и отражение нестабильной ситуации в мировой экономике.

Репортажи

Сколько времени у вас идет подготовка к репортажам?

– Примерно столько же, сколько сам репортаж, иногда и больше. Не все используется, но ты должен быть в курсе всего происходящего, чтобы понять, откуда что берется; многие важные вещи узнаешь только перед самым стартом. Какие-то моменты надо проанализировать, какие-то мысли надо сопоставить с мыслями коллег. Нарисовать портрет гонщика, который дает повод о себе говорить. Это не только процесс набора фактов, а существование в ритме гонки.

Можно хорошо отработать этап на многодневке, абсолютно не готовясь к нему?

– Можно и целую многодневку так провести, вопрос-то не в этом. Вопрос в том, что самому интереснее, когда ты в курсе. Вся журналистика держится на любопытстве. Кроме того, хочется иметь некий сюжет, для того, чтобы срежессировать очередной репортаж, и он не должен повторять предыдущий – иначе не удержишь внимание людей. Конечно, можно отработать на старых запасах и текущих результатах. Но тогда ты будешь деградировать, а не развиваться. Мы ведь все-таки работаем для людей. Но и перед самим собой халтурить было бы нечестно.

Были репортажи, в которых не успевали подготовиться и приходилось импровизировать?

– Я постоянно импровизирую, это часть прямого эфира. А очень многое из того, что бывает подготовлено заранее, остается совершенно невостребованным. Все зависит от того, как пойдет гонка.

Нагрузка ощущается? Вы устаете к третьей неделе на больших гонках?

– А как же! Большой хронометраж, удар по голосу. Если не научиться себя правильно распределять – долго в этом ремесле не протянешь. Но я всегда говорю себе: это несопоставимо с тем, что выносят гонцы. А так – эмоциональная, психическая и физическая нагрузки… Да, все это сказывается. Супермногодневка – это в любом случае самая большая нагрузка для комментатора. Иногда еще – чемпионат мира.

Большинство видов спорта не предусматривают таких комментариев по протяженности. А те, которые имеют аналогичную протяженность, несравнимы по эмоциональной насыщенности, количеству объектов внимания, по сменяемости обстановки. Там 90 процентов времени события происходит размеренно. А в вело – вспомните, что говорили гонщики на первой неделе «Тура»: четыре часа несешься на средней скорости под 50 и ни на секунду не имеешь права потерять концентрацию. У комментаторов тоже что-то подобное.

И вот еще что важно: обязательно надо находить возможность подвигаться. «Потренироваться» – это конечно, сильно сказано, на фоне ответственных серий репортажей на полноценные тренировки ни времени, ни сил не хватит, наверстываю позже – но перестать жечь себе мозги и какое-то время поработать мышцами, продышаться – для меня это необходимо.

В своих репортажах вы преподносите практически всех гонщиков как героев.

– Потому что так оно и есть. Я всегда переживаю за гонцов, на любую ситуацию смотрю, в первую очередь, с позиции гонщика, который делает адски тяжелую работу, у которого, как правило, короткий век, и вероятность оставить великий след в истории спорта по ряду причин мала... Я просто-напросто не чувствую себя вправе быть холодным арбитром.

Болельщики

Рейтинги велоспорта на вашем канале за последние годы увеличились?

– Однозначно, да. Расширяется и география аудитории, и ее активность. Обратная связь это только подтверждает…. При современной перенасыщенности разными зрелищами это очень хороший симптом. Будем стараться, чтобы рост не прерывался.

Вы постоянно общаетесь с болельщиками в «твиттере». Вам нравится этот диалог?

– По-разному. Чаще нравится, чем нет. Создается возможность контакта в режиме реального времени; в то же время я получаю некий срез предпочтений, что интересно болельщикам. Это и дополнительный эмоциональный фон – наши виртуальные трибуны почти превращаются в реальные. Хотя может появиться в столбике сообщений и нечто в стиле банального троллинга, который уже осточертел на форумах.

«Катюша», Губерниев и Карпин

Болельщики порой упрекают вас за то, что вы не критикуете «Катюшу», у которой сезон, прямо скажем, не совсем получился. Вам есть что возразить им?

– Когда есть ошибки, я всегда буду их констатировать. Но жанр моих репортажей не предусматривает получасового копания в проблемах, длительных критических выкладок. Идет гонка, а не отчетно-выборная конференция. Мой жанр в большей степени – спортивный спектакль. Мы разыгрываем его вместе с гонщиками, тренерами, механиками, операторами, у каждого своя роль. И люди собираются у экранов и на обочинах, чтобы смотреть яркое зрелище. И для того, естественно, чтобы поболеть, чаще всего – за своих.

Заполнять пространство эфира шквалом критических стрел – просто не мой стиль. Это касается не только «Катюши». Конечно, я могу высказать свою позицию относительно той или иной проблемы. Но всегда с большим удовольствием похвалю того, кто заслужил похвалу. Я слишком уважаю человека на любой спортивной трассе, потому что знаю этот труд.

Как оцениваете сезон «Катюши»? В какой-то степени выступление на «Тур де Франс» российским составом – не лучшая идея.

– Что касается «Тура», то это был эксперимент, если угодно. Наверное, преждевременный. Возможно, пока рано выставлять целиком российский состав. Новое многодневочное ядро в российском велоспорте пока еще не сформировалось, молодежь только подрастает… Это был прыжок через ступеньку. И во время этого прыжка оступились. Там же, где был более сбалансированный состав, как на «Вуэльте», команде удалось показать себя хорошо. Чувствуя осуществимость амбиций, люди и работали иначе.

Во время одного из этапов «Вуэльты» вы вспомнили о Валерии Карпине, главном тренере и гендиректоре футбольного «Спартака». Сказали, что к нему очень хорошо относятся испанские болельщики. А лично вы бы хотели, чтобы он как менеджер поработал в российском велоспорте?

– Ну, это ему решать (смеется). Безусловно, это был бы интересный опыт. Но мне кажется, что у него сейчас другой вектор, другая глава в жизни. Хотя взаимодействия между спортивными мирами всегда приветствуются.

Кстати, вы разговаривали с вашим коллегой Дмитрием Губерниевым по поводу известных событий в перерыве матча «Спартака» – ЦСКА?

– Нет, не разговаривали. Забавно, но я был совершенно не в курсе ситуации. После этого эпизода мне утром стали звонить из разных СМИ, а у меня накануне было полно работы (я ведь не только в эфире – пишу, фотографирую), достаточно долго отсыпался… «Что вы думаете по поводу скандала с Димой?» «Какой скандал? Я только что глаза продрал!». Потом мне помогли войти в курс дела. Ну… Наверное, если бы еще я заговорил с ним об этом, это было бы уж совсем банально. Могу представить. В комментаторской жизни случается много всего разного. Эфирные должности – едва ли не самые подставные, и по этому минному полю надо ходить аккуратно. От разного рода неприятностей не застрахован никто.

Меня поразило другое. Тот гигантский «желтый вал», который подняло это мегасобытие. Когда даже довольно серьезные по статусу СМИ неделю «доили» этот сюжет – ну, я не знаю… У сторон есть претензии друг к другу – пусть и разбираются между собой. У человечества полно куда более серьезных проблем, которые затрагиваются разве что раз в месяц, вскользь, в рубрике «Это интересно». Тотально насаждать попсовые подходы гораздо проще. Ну да ладно, это уже тема для другого разговора.

Источник: peoples.ru