Кумир.Ру

Павел Медведев

Категории › НаукаФилология

Павел Медведев

Филолог, литературовед и критик

Имя: Павел
Фамилия: Медведев
Дата рождения: 04.01.1892
Гражданство: Россия

Интеллигенция есть прежде и после всего понятие этическое.<...>

И орган этой настоящей русской интеллигенции - свободная русская

философская и художественная мысль.

Павел Николаевич Медведев - филолог, литературовед и критик, считавший литературную критику философской дисциплиной. Автор оригинальной теории социологической поэтики, утверждающей онтологическую социальность художественных явлений и принципов их изучения, был ключевой фигурой в научном противостоянии формальному методу в России, выдвинул ряд основополагающих идей будущей семиотики, развивал теорию жанра. Участник научного "Круга М. М. Бахтина", собранного им в Витебске и продолжившего научно-философский поиск в Ленинграде в неофициальных (домашних) условиях, но в тесном контакте с ИЛЯЗВ'ом (Научно-исследовательским институтом сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока при Ленинградском университете), где Медведев совместно с В. Ф. Шишмаревым возглавил группу социологической поэтики. По мнению Рэндалла Коллинза, ленинградская "группа антиформалистов", "в особенности Михаил Бахтин и Павел Медведев", достигли на этом пути "нового уровня рефлексивной изощренности".

П. Н. Медведев - в 1917 году последний мэр (городской голова) губернского города Витебска, член партии эсеров (впоследствии вышедший из нее, из-за несогласия с руководством партии). Вузовский преподаватель, руководитель семинара по Достоевскому, исследователь проблематики художественного творчества, один из вдохновителей и организаторов "витебского Ренессанса 10-х - 20-х годов" - известного культурного феномена, связанного с деятельностью М. Шагала, М. Добужинского, К. Малевича и его школы, Н. Малько и его оркестра, гуманитарного круга П. Медведева и М. Бахтина.

В статьях раннего периода 1912-1918 гг. (в том числе присланных из армии) выступает как исследователь русского символизма, философии русской литературы, этико-философских принципов народничества, сближавших их с этическим социализмом неокантианцев. Противник теологической философской аргументации, последовательный критик так называемой "материальной эстетики" начала века, позднее, в 20-х годах, продолженной и развитой в его известных статьях и книгах.

В конце 10-х годов Медведев создает несколько рукописных трудов и на их основе - лекционных курсов по теории литературы и психологии творчества (См.: Hirschkop Ken. Mikhail Bakhtin. An aesthetic for democracy. Oxford, 1999, р.146). На путях психологического и феноменологического подходов к творчеству приходит к осмыслению "эстетического объекта" и "теории восприятия", сближающих его мысль с трактатом М. М. Бахтина по эстетике словесного творчества ("Автор и герой") и с "Психологией искусства" Л. С. Выготского. В 1918 - 1919 гг. Медведев, ректор витебского Пролетарского университета, стремится на базе университета создать Институт гуманитарных наук и искусств, призванный реализовать новый подход к изучению теории и истории искусства. Институт по идеологическим причинам открыт не был, но многие его исходные идеи легли в основу эстетического проекта участников Круга М. М. Бахтина, создавших, по словам последнего, общую концепцию словесного художественного творчества. Эта концепция легла в основу трех всемирно известных монографий: "Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику" (1928) П. Н. Медведева, "Марксизм и философия языка" (1929) В. Н. Волошинова и "Проблемы творчества Ф. М. Достоевского" (1929) М. М. Бахтина. Выход в свет книги уже находившегося под арестом Бахтина, как и устройство его в Саранский педагогический институт, были организованы П. Н. Медведевым. Поведенческая стратегия, проявившаяся при спасении друга, отразила сущность его мировоззрения, стремившегося к живому жизненному результату. В трудные времена он сумел помочь и другим близким ему людям -- Николаю Клюеву, Иванову-Разумнику, Константину Вагинову… Жизнетворческая идеология отличала и журнал "Записки Передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской", который с 1922 г. до закрытия его цензурой в 1924 г. создавал и редактировал Медведев.

Публикация в 1928 г. монографии "Драмы и поэмы Ал. Блока. Из истории их создания", основанной на генетическом изучении художественных явлений, издание под редакцией и с комментариями Медведева "Дневника" (1928-29) и "Записных книжек" (1930) Александра Блока снискали ему известность в России и в эмиграции. С этими публикациями в научный и литературный обиход новой России, сбросившей свою культуру "с парохода современности", возвращался отблеск ее "серебряного века".

Сторонник научного истолкования художественных явлений, Медведев, в конце 20-ых годов, пытается обогатить марксистскую науку об идеологиях новыми идеями и подходами, но это вызывает сокрушительную критику - на него навешивают ярлыки "антисоветчика", "кантианца", "формалиста", "ликвидатора пролетарского искусства". Следующая за "Формальным методом…" его теоретическая работа "Социологическая поэтика. т.I. Тематика" была изъята при аресте. (См.: А. Блюм. Запрещенные книги русских писателей и литературоведов 1917-1991. СПб, 2003, с.310, 290 и др.)

Последние монографии Медведева: "В лаборатории писателя" (1933), "Формализм и формалисты" (1934), при всей внутренней содержательности, несут следы попыток вырваться из затягивавшей его петли политической критики, путем упрощения текста и использования господствовавших идеологических клише. "Медведев… - марксист из-под палки", - записал К. И. Чуковский слова академика А. Ф. Кони.

В 1938 году "самый популярный из наших преподавателей", по словам высланного из СССР правозащитника и писателя А. Краснова-Левитина («Лихие годы 1925-1941. Воспоминания» - Paris: YMCA-PRESS, 1977, с. 320), - профессор Педагогического института им. Герцена, Ленинградского университета и Академии иску сствознания П. Н. Медведев был арестован и расстрелян. Его рукописные труды были конфискованы, остальные подлежали изъятию из библиотек.

Дошедшие до нас сочинения П. Н. Медведева изданы на многих языках и продолжают издаваться.

Однако изучение его наследия в 80-90-ые годы происходило чаще всего в контексте бахтинских штудий. Надуманная гипотеза о принадлежности трудов всего "бахтинского круга" одному Бахтину внесла неверную установку в изучение этого диалогического феномена. Несмотря на возражения М. М. Бахтина, ложная версия породила (после его смерти) издания под его именем трудов ближайших коллег и единомышленников, в частности, в контрафактной коммерческой серии "Бахтин под маской". Сейчас, в связи с опубликованием ряда материалов и фактов, порочная установка изживается и труды начинают выходить под именами своих исконных авторов: Мedvedev Pavel. Formaali metodi kirjallisuustieteessa. Tampere. 2007 (Finland).

Источник: peoples.ru

© Кумир.Ру