Кумир.Ру

Остап Бендер

Категории › ИскусствоЛитератураПерсонажи

Остап Бендер

Персонаж романов

Имя: Остап
Фамилия: Бендер

Сам себя он называет Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, так он отрекомендовался в романе 'Двенадцать стульев', а в 'Золотом теленке' он назвался уже Бендером-Задунайским, хотя по ходу всего романа его называют просто Остапом Ибрагимовичем. Год рождения Остапа также неоднозначен – в 'Двенадцати стульях' ему было 27 лет в 1927 году, в то время как в 'Золотом теленке' он упомянул о том, что ему 33 года ('возраст Христа'), время действия – 1930 год. Так, можно считать годом рождения Остапа Бендера 1900-й или 1897-й.

Из разрозненных и порой противоречивых историй Остапа, которые он на разных страницах поведал различным персонажам, детство Остапа прошло то ли в Миргороде, то ли в Херсоне, а в 1922-м он сидел в Таганской тюрьме. И именно после выхода из тюрьмы он и разработал свои знаменитые '400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения'.

Итак, появившись впервые в романе 'Двенадцать стульев', Бендер прибывает в Старгород, где сразу же начинает развивать бурную деятельность. Забавно, что многие критики сразу же усмотрели в 'молодом человеке лет двадцати восьми' бывшего заключенного-рецидивиста. Действительно, у Остапа Бендера не было ничего, не было у него даже пальто, зато при этом он умудрялся выглядеть настоящим франтом и сердцеедом.

Харизма Бендера буквально очаровывает читателя с первого появления – каждая его фраза – перл, каждое решение говорит о гении. Неудивительно, что он моментально становится лидером в любом обществе. 'Командовать парадом буду я!', - эта знаменитая фраза Бендера давно стала поговоркой, и, говорят, эту фразу именно в такой формулировке пришлось упразднить в официальных документах.

По ходу 'Двенадцати стульев' Бендеру приходится руководить не самым, на его взгляд, интеллектуально обремененным отрядом таких же, как и он сам, авантюристов, но свой знаменитый оптимизм Бендер не теряет никогда, даже в самых плачевных обстоятельствах.

Ум Бендера необычайно гибок – порой у него рождаются просто гениальные планы прямо по ходу событий – так, еще входя в одном костюме в Старгород, молодой человек совсем не был уверен, чем в этом городе займется – станет ли многоженцем, либо будет распространять картину 'Большевики пишут письмо Чемберлену'. А в итоге он знакомится с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, который рассказывает ему удивительную историю фамильных бриллиантов мадам Петуховой. Так, планы Остапа изменились моментально, и новые друзья решительно отправились на добычу сокровищ.

Деньги – вот кумир, идол и смысл всей жизни Остапа, он искренне и беззаветно любит эти 'желтые кружочки'.

'Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много', - в этом Остап уверен свято и готов положить жизнь на поиски.

Увы, поиски фамильных бриллиантов, которые иногда казались такими близкими, не увенчались для Бендера успехом. Более того, под конец романа Остапа убивает бывший предводитель дворянства Воробьянинов. Кстати, рассказывают, что у авторов романа Ильфа и Петрова были серьезные противоречия по поводу концовки романа – оставлять ли Бендера живым или умертвлять? В итоге все решил жребий – и Киса Воробьянинов чиркнул бритвой по беззащитной шее спящего Остапа…

Но он 'воскрес' - и лишь тонкий шрам на шее Остапа, появившегося в романе 'Золотой теленок', напоминал о прошлых драмах в жизни великого комбинатора. Но прошлое осталось в прошлом, а Бендера и его новых компаньонов ждала уже новая миссия – заставить подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко поделиться своими деньгами, причем поделиться ими добровольно. Увы, соперник Остапу достался на этот раз как минимум равный – расставаться с деньгами он, увы, был не готов, и Остапу и его незадачливым компаньонам Шуре Балаганову, Паниковскому и Адаму Козлевичу пришлось изрядно потрудиться, пока они сумели добраться до заветного миллиона. Кстати, на протяжении всего романа Остап поддерживал очень яркий образ 'тарелочки с голубой каемочкой', на которой они вскоре получат миллион. Увы, несмотря на то, что миллион все же перешел к Остапу ('Вот я и миллионер! Сбылись мечты идиота!'), удержать его он так и не сумел и был ограблен пограничниками при переходе границы.

Удивительно, но отсутствие хэппи-эндов в обоих романах нисколько не печалит читателей, хотя все они, без сомнения, поддаются харизме Бендера и искренне желают ему удачи в его аферах. Так, конец каждой книги словно бы обещает – Остап Бендер вернется снова, с новой авантюрой и новыми конгениальными идеями.

Кстати, говорили, что Ильф и Петров анонсировали третий роман с Бендером, и в печати даже прозвучало его название – 'Подлец', однако этот роман, увы, так никогда и не увидел свет.

Существует много версий того, кто был прототипом Остапа Бендера – некоторые называют даже имя Валентина Катаева, хотя сам Катаев говорил о том, что это мог быть один из одесских друзей детства писателей.

Образ Остапа Бендера воплощали на экранах сразу несколько блестящих русских актеров, среди которых наиболее яркими являются Сергей Юрски й, Арчил Гомиашвили, Олег Меньшиков, и, конечно же, Андрей Миронов.

Памятники Остапу Бендеру стоят сегодня во многих российских и украинских городах - Санкт-Петербурге и Харькове, Пятигорске и Кременчуге, а также в Элисте, Екатеринбурге, Бердянске и многих других.

Несмотря на то, что выход первого романа Ильфа и Петрова состоялся более 80 лет назад, Остап Бендер и сегодня остается одним из самых узнаваемых, ярких и вечных персонажей, а каждая его реплика уже давно стала цитатой. Критики и литературоведы могут спорить – как именно удалось авторам создать настолько противоречивый образ – по своей сути, Бендер был обычным мошенником и пройдохой, и при этом не любить его просто невозможно. Обаятельный и галантный, дерзкий и по-своему благородный, стильный и нищий – таков он, Остап Ибрагимович Бендер, 'сын турецко-подданного'.

'Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость'.




Источник: peoples.ru

© Кумир.Ру