Кумир.Ру

Мария Звездина

Категории › ИскусствоТеатрОпера

Мария Звездина

русская певица (лирико-колоратурное сопрано)

Имя: Мария
Фамилия: Звездина
Гражданство: Россия

Мария Николаевна Звездина - русская певица (лирико-колоратурное сопрано). Выступала в Большом театре с 1948 по 1973 год. Профессор Е. К. Катульская, в прошлом известная исполнительница партии Джильды в опере Дж. Верди "Риголетто", так писала в рецензии, послушав 20 февраля 1949 года дебютное выступление молодой выпускницы Киевской консерватории в спектакле Большого театра "Риголетто": "Обладая звонким, серебристого оттенка голосом и ярким сценическим дарованием Мария Звездина создала правдивый, обаятельный и трогательный образ Джильды".

Мария Николаевна Звездина родилась на Украине. Как вспоминала певица, у матери был очень хороший голос, она мечтала стать профессиональной актрисой, но дед запретил и думать о певческой карьере. Мечта матери сбылась в судьбе дочери. После окончания школы юная Мария поступает сначала в Одесское музыкальное училище, а затем на вокальное отделение Киевской консерватории, где занимается в классе профессора М. Э. Донец-Тессейр, прекрасного педагога, воспитавшего целую плеяду колоратурных певиц.

Первое публичное выступление Марии Николаевны состоялось в 1947 году в дни празднования 800-летия Москвы: студентка консерватории приняла участие в торжественных юбилейных концертах. А вскоре, к тому времени уже солистка Большого театра, была удостоена звания лауреата на II Международном фестивале демократической молодёжи и студентов в Будапеште (1949 год).

На сцене Большого театра Мария Звездина пела в течение четверти века, исполнив почти все ведущие партии лирико-колоратурного сопрано в классических русских и зарубежных оперных спектаклях. И каждая была отмечена её яркой индивидуальностью, точностью сценического рисунка, благородной простотой. Главное же, к чему всегда стремилась артистка в своём творчестве, это "выражать пением разнообразные, глубокие человеческие чувства".

Лучшими партиями её репертуара по праву считают Снегурочку в одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова, Прилепу ("Пиковая дама" П. И. Чайковского), Розину ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мюзетту ("Богема" Дж. Пуччини), Церлину и Сюзанну в операх Моцарта "Дон Жуан" и "Свадьба Фигаро", Марселину ("Фиделио" Л. ван Бетховена), Софи ("Вертер" Ж. Массне), Церлину ("Фра-Дьяволо" Д. Обера), Нанетту ("Фальстаф" Дж. Верди), Бианку ("Укрощение строптивой" В. Шебалина).

Но особую популярность принесла певице партия Лакме о одноимённой опере Лео Делиба. В её интерпретации наивная и доверчивая Лакме в то же время покоряла огромной силой любви и преданности своей родине. Бесподобно звучала в исполнении певицы знаменитая ария Лакме "с колокольчиками". Звездина сумела блестяще преодолеть своеобразие и всю сложность партии, продемонстрировав виртуозное вокальное мастерство и прекрасную музыкальность. Особенно поражало слушателей пение Марии Николаевны в последнем, драматически напряжённом действии оперы.

Строгий академизм, простота и искренность отличали Звездину на концертной эстраде. В ариях и романсах Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, в вокальных миниатюрах Моцарта, Бизе, Делиба, Шопена, в русских народных песнях Мария Николаевна стремилась раскрыть красоту музыкальной формы, создать художественно выразительный образ.

Певица много и успешно гастролировала по стране и за рубежом: в Чехословакии, Венгрии, Финляндии, Польше, Австрии, Канаде и Болгарии.

Основная дискография М. Н. Звездиной:

1. Опера Ж. Массне "Вертер", партия Софи, запись 1952 года, хо и оркестр ВР п/у О. Брона, при участии И. Козловского, М. Максаковой, В. Сахарова, В. Малышева, В. Якушенко и др.

(В настоящее время запись выпущена рядом зарубежных фирм на CD)

2. Опера Н. А. Рим ского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", партия птицы Сирин, запись 1956 года, хор и оркестр ВР п/у В. Небольсина, при участии Н. Рождественской, В. Ивановского, И. Петрова, Д. Тархова, Г. Троицкого, Н. Кулагиной и др.

(В настоящее время CD с записью оперы выпущен за рубежом)

3. Опера Дж. Верди "Фальстаф", партия Нанетты, запись 1963 года, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, при участии В. Нечипайло, Г. Вишневской, В. Левко, В. Валайтиса, И. Архиповой и др.

(Запись выходила на грампластинках фирмы "Мелодия")

4. Сольный диск певицы, выпущенный фирмой "Мелодия" в 1985 году в серии "Из истории Большого театра". В него вошли фрагменты из опер "Фальстаф", "Риголетто" (два дуэта Джильды и Риголетто (К. Лаптев)), вставная ария Сюзанны "Как трепетало сердце" из оперы "Свадьба Фигаро" Моцарта, фрагменты из оперы "Лакме" Л. Делиба (в партии Джеральда - И. С. Козловский).

Источник: peoples.ru

Скажи!

© Кумир.Ру