Кумир.Ру

Лилия Толмачева

Категории › ИскусствоТеатрАктеры

Лилия Толмачева

Актриса

Имя: Лилия
Фамилия: Толмачева
Дата рождения: 06.06.1932
Гражданство: Россия

В 1956 году группа молодых актеров, недавних выпускников Школы-студии МХАТ - Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, присоединившиеся к этому художественному коллективу единомышленников, создали театр, который вот уже более полувека оправдывает свое знаменитое имя, разговаривая со зрителем языком современности. Блестящие актерские работы Лилии Толмачевой на сцене <<Современника>> стали классикой отечественного театра. Глубокая, яркая, острохарактерная актриса, она часто соединяла в образах своих героинь трогательную женственность и внешнюю

беззащитность с необыкновенной силой воли и характера. В кино снималась мало, целиком посвятив себя служению родному театру <<Современник>>. Самые известные киноработы Лилии Михайловны - это Леночка в фильме <<Шумный день>> по пьесе Виктора Розова <<В поисках радости>> и Ирина в телеверсии знакового для театра спектакля <<Вечно живые>>, по пьесе того же Виктора Розова, которым в 1956 году открылся театр <<Современник>>.

Актриса <<первого призыва>>

Театр Современник - ее жизнь. И, может быть, даже не столько в том смысле, что Лилия Толмачева служит ему уже более полувека. Она, кстати, по собственному признанию, не раз порывалась уйти. Но всегда оставалась - и потому что Ефремов не отпускал, и потому что понимала: сохранить Семью - это примета человеческого достоинства. А Современник

тогда, в середине 50-х, и создавался как Семья, добровольное сообщество молодых единомышленников и единоверцев, настоянное на любви к своему делу и друг к другу. Толмачева - из первого актерского призыва, и, видимо, многие идеи Олега Ефремова насчет строительства нового театра и достойного в нем существования были ей близки. И

остаются таковыми и сегодня. Отрицание премьерства и интриг, погруженность в общее дело, понимание театра как явления жизненно важного, а не бездумно развлекательного, каким он порой предстает сегодня.

Впрочем, ради Современника, который в ту пору выглядел затеей <<самодеятельной>>, Лилия Толмачева отказалась от очень многого. Может быть, от иной актерской судьбы. Девочка из интеллигентной саратовской семьи, окончила Школу-студию МХАТа, два года проработала в Саратовском ТЮЗе. И все-таки не выдержала, вернулась в Москву, где в то время

руководитель Театра имени Моссовета знаменитый Юрий Завадский искал актрису на роль Нины в лермонтовском <<Маскараде>>. Ее взяли, дуэт с Николаем Мордвиновым - Арбениным покорил театральную Москву. Толмачевой предложили сыграть Корделию в шекспировском <<Короле Лире>>. Уже начались репетиции... И тут ее позвал Ефремов - в неизвестность.

По счастью, уже первый спектакль Современника - <<Вечно живые>> Виктора Розова, где Толмачева сыграла Ирину, стал потрясением и событием. А вскоре этот театр занял прочное место в сценическом авангарде России. У Толмачевой было много ролей, без работы она тогда не сидела. Но судьба реальная оказалась не похожа на юношеские грезы начинающей

артистки. Высокой классике и не менее высоким страстям шекспировского накала здесь предпочитали негромкий и серьезный разговор о дне сегодняшнем. Как говорили тогда, шекспировско-мольеровские места заняли Виктор Розов, Александр Володин, Михаил Рощин и многие другие замечательные драматурги - иного образа мыслей, иной эстетики.

Не то чтобы Толмачевой приходилось ломать себя. Нет, она, вспоминая о прошлом, часто произносит слово <<счастье>>. Но ощущение некоей неполноты жизни, видимо, все-таки присутствовало. Тем более в годы, последовавшие за уходом Ефремова. Ролей становилось меньше, а простои удлинялись. Хотя новый руководитель Современника Галина Волчек Лилию

Толмачеву всегда уважала, ценила и делала для нее все, что могла. Но театр, как мы знаем, - искусство коллективное. Впрочем, актриса достойно пробовала свои силы и в режиссуре. В родном Современнике поставила спектакли <<Фантазии Фарятьева>> и <<Генрих IV>>.

Шагнула и на мхатовскую территорию - спектакль <<Все кончено>> по пьесе Эдварда Олби подарил последнюю роль легендарной актрисе Марии Бабановой. Быть может, в этих работах и не было каких-то интригующих постановочных откровений, зато актер явно сохранял главенствующее положение.

Не столь часто, но и сегодня Лилия Толмачева выходит на сцену Современника - например, в знаменитом <<Крутом маршруте>>, покорившем весь мир. И сохраняет прежде всего достоинство русской актрисы - той, на которой держится театр.

Театральные работы:

Саратовский ТЮЗ:

Джульетта- <<Ромео и Джульетта>> (В. Шекспир)

Вера Павловна - <<Что делать?>> (Н.Чернышевский)

Доротка - <<Волынщик из Стракониц>> (И.Тыл)

Театр имени Моссовета:

Нина - <<Маскарад>> М.Лермонтов

Лена - <<В тихом переулке>> А.Мовзон

Московский театр <<Современник>>:

Ирина - <<Вечно живые>> В.Розов - 1956

Валя - <<Продолжение легенды>> А.Кузнецов - 1958

Тамара - <<Пять вечеров>> А.Володин - 1959

Дама, Фрейлина - <<Голый король>> Е.Шварц - 1960

Ирина - <<Друг детства>> М.Львовский - 1961

Женщина, которую Он любил - <<Четвертый>> К.Симонов - 1961

Кистякова - <<По московскому времени>> - 1962

Надя - <<Старшая сестра>> А.Володин - 1962

Гитель Моска - <<Двое на качелях>> У.Гибсон - 1962

Мама Принцкер - <<Всегда в продаже>> В.Аксенов - 1965

Елизавета Александровна - <<Обыкновенная история>> В.Розов (по И.Гончарову) - 1966

Агния Шабина - <<Традиционный сбор>> В.Розов - 1967

Трубецкая Екатерина Ивановна - <<Декабристы>> Л.Зорин - 1967

Александра Коллонтай - <<Большевики>> М.Шатров - 1967

Настя - <<На дне>> М.Горький - 1968

Никулина - <<С любимыми не расставайтесь>> А.Володин - 1972

Харриет - <<Как брат брату>> Д.Рейб - 1972

Гульжан - <<Восхождение на Фудзияму>> Ч.Айтматов, К.Мухаметжанов -1973

Ива - <<Эшелон>> М.Рощин - 1975

Шарлотта Ивановна - <<Вишневый сад>> А.Чехов - 1976

Дороти Симпл - <<Растоптанные петуньи>> Т.Уильямс - 1977

Люба - <<НЛО>> В.Малягин - 1978

Мадлена Бежар - <<Кабала святош>> М.Булгаков - 1981

Мария-Антуанетта - <<Вдова Капет>> Л.Фейхтвангер - 1986

Милда - <<Крутой маршрут>> Е.Гинзбург - 1989

Нина Григорьевна - <<Титул>> А.Галин - 1993

Миссис Хиггинс - <<Пигмалион>> Б.Шоу - 1994

Режиссерские работы:

1977 - А.Соколова <<Фантазии Фарятьева>> - Московский театр <<Современник>>

1978 - Л.Пиранделло <<Генрих IV>> - Московский театр <<Современник>>

1980 - Э.Олби <<Все кончено>> - МХАТ им. М. Горького

Фильмография:

<<Жизнь прошла мимо>> - 1958

<<Шумный день>> - 1960

<<Вечно живые>> - 1964

<<Строится мост>> - 1965

<<Обыкновенная история>> - 1967

<<На дне>> - 1970

<<Подпасок с огурцом>> - 1979

Источник: peoples.ru

© Кумир.Ру