Кумир.Ру

Константин Коршунов

Категории › ВоенныеЛетчики

Константин Коршунов

Летчик истребитель

Имя: Константин
Фамилия: Коршунов
Дата рождения: 17.10.1920
Гражданство: Россия

Родился 17 Октября 1920 года в селе Чернава, ныне Милославского района Рязанской области, в семье крестьянина. Многие годы жил в Москве. Окончив 7 классов, работал в военизированной охране Московского судостроительного завода и учился в аэроклубе Осоавиахима Пролетарского района. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационноу школу пилотов.

С Июня 1941 года в действующей армии, защищал Ленинград. Был пилотом, командиром звена, эскадрильи.

К началу 1944 года командир эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Гвардии Старший лейтенант К. И. Коршунов совершил 508 боевых вылетов, в 91 воздушном бою лично сбил 15 самолётов противника и 3 в группе с товарищами. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего выполнил 580 успешных боевых вылетов и провёл 95 воздушных боёв.

В 1946 году Гвардии Капитан К. И. Коршунов вышел в запас. Жил в городе Новошахтинске Ростовской области. Работал машинистом подъёмника на шахте имени В. И. Ленина. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Почётный гражданин города Волхов Ленинградской области.

* * *

...Получив боевое задание, Константин Коршунов заторопился к своему истребителю. Теперь его волновал лишь один вопрос - успел ли механик подремонтировать машину ? Дело в том, что вчера в составе эскадрильи он прикрывал наземные войска. Эскадрилья столкнулась с 9 бомбардировщиками противника, шедшими под прикрытием 5 Ме-109. Набрав высоту, наши истребители устремились на "Юнкерсы". Первым же ударом Коршунов сбил головной бомбардировщик. В тот же миг красная огненная трасса прошла над его самолётом. "Мессер" сумел незаметно подойти к нему сзади.

Пришлось бросить машину в отвесное пикирование. Немец, видимо, посчитал, что с этим лётчиком все кончено, и отвалил в сторону. Воспользовавшись оплошностью противника, Коршунов резко набрал высоту и атаковал его снизу, но упреждение взял недостаточное, и его пулеметные трассы прошли у самого хвоста вражеского самолёта, не причинив ему вреда. Немец уходил с резким разворотом вправо. Увлекшись преследованием, Коршунов не заметил, как оторвался от группы. С трудом вышел из боя и поистине на последних каплях горючего дотянул до своего аэродрома. После посадки механик насчитал 11 пробоин в самолёте...

Когда Коршунов пришёл на стоянку, механик вылез из кабины истребителя и доложил, что самолёт к полёту готов.

- Неужели успел заштопать все дырки ? - поинтересовался Коршунов.

- Всё в порядке. Ребята помогли, - отозвался механик.

Взревел мотор. Коршунов вырулил машину на взлётную полосу, привычно осмотрел приборную доску и стал ждать разрешения на вылет. Это было уже 20 боевое задание. И тем не менее он каждый раз на старте чувствовал напряжение. Но оно проходило, как только машина оказывалась в воздухе.

Взлетели быстро. Убедившись, что ведомый занял своё место, Коршунов лёг на боевой курс. Видимость была вполне приличной, через несколько минут полёта внизу широкой лентой заблестела река Волхов. Вражеские самолёты пока не появлялись. Но это не означало, что они не появятся вовсе. Так было уже не раз. Почти два месяца войны многому научили Коршунова. Он знал, что немецкие лётчики, как правило, нападают внезапно. Особенно это относилось к действиям истребителей. Немцы редко вступали в бой с нашими лётчиками, если не имели численного превосходства. Но зато, как воронье, набрасывались на одиночные самолёты.

Подходя к объекту, Коршунов заметил, как из - за солнца вынырнули 3 бомбардировщика Ju-88. Чуть выше их прикрывали 4 истребителя Ме-109. Бомбардировщики противника летели на высоте 1500 метров. Заметив наши истребители, они сомкнули строй. Неожиданно для Коршунова его ведомый атаковал головной "Юнкерс". Прикрывая его, Коршунов пошёл в лобовую атаку на "Мессер", попытавшийся пристроиться в хвост ведомому. Однако атака успеха не имела. Развернувшись, он ударил из пушки очередью с близкой дистанции по кабине. Немец пошёл в пике, видимо имитируя падение. Коршунов ринулся вниз за ним. Опередив врага, вывел машину в горизонтальный полёт. И когда противник, развернувшись, попытался уйти, снова ударил по нему из пушки. "Мессер" от прямого попадания снаряда взорвался в воздухе. Взрывная волна чуть было не бросила самолёт Коршунова в штопор.

После боя все наши истребители благополучно возвратились на свой аэродром. Товарищи сердечно поздравили Коршунова с первой крупной победой.

Как - то комиссар полка поручил Лейтенанту Коршунову выступить перед молодыми лётчиками, прибывшими в полк, рассказать о боях, о себе. Предложение смутило Лейтенанта. Он никогда не отличался красноречием. Для него легче было слетать на боевое задание, чем произнести речь. Но делать нечего, люди собрались, ждали.

Что же рассказать молодым лётчикам ? Он так же, как и многие из них, родился в крестьянской семье. Какое - то время с родителями жил в столице. А потом пришла беда: умерла мать, вскоре не стало и отца. Вернулся в деревню, где жили сестра и брат. После окончания 7-летки снова приехал в Москву. Земляки помогли ему устроиться воспитанником в военизированную охрану водного транспорта. Затем стал бойцом охраны на одном из заводов. Там впервые получил боевую винтовку. Собственно, с того времени уже не выпускал оружия из рук. Тогда же впервые увидел самолёт. Не думал, что небо потянет его к себе так сильно, что все остальные мечты отойдут на задний план. А тут ещё начальник отряда охраны, старый солдат, посоветовал:

- Иди - ка, Константин, в аэроклуб Осоавиахима. Может, станешь таким же знаменитым, как Валерий Чкалов.

Аэроклуб находился здесь же, в Пролетарском районе. И Коршунов решил попытать счастье. Строгая медицинская комиссия крутила, вертела, щупала, проверяла зрение, нервную систему. Но никаких изъянов не нашла в организме парня. Он был зачислен в аэроклуб.

Теоретический курс прошли быстро. Вскоре начались учебные полёты, а потом и самостоятельные. Неразговорчивый инструктор остался доволен полётами Коршунова, его сообразительностью. На прощание крепко пожал ему руку, пожелал высокого неба, вручил удостоверение лётчика - спортсмена.

Первые шаги окрылили. В конце 1939 года Коршунов уехал в Борисоглебскую авиационную школу. В Ноябре 1940 года пилотом в звании Лейтенанта он был выпущен из школы и направлен для прохождения дальнейшей службы в Ленинградский военный округ. Здесь и застала его Великая Отечественная война.

В те памятные дни истребитель Лейтенанта Коршунова вместе с другими по сигналу тревоги не раз вылетал навстречу врагам. Обстановка в воздухе над Ленинградом складывалась не в нашу пользу. У противника было значительно больше самолётов. К тому же немецкие лётчики получили немалый опыт в войне с Францией, Польшей... Они владели многими новыми приёмами воздушного боя, неплохо взаимодействовали как между собою, так и с наземными войсками. Недооценивать противника было никак нельзя.

Неприятель всё сильнее затягивали петлю вокруг города. Враг стремился выйти к южной части Ладоги по восточному берегу. Теперь от водной трассы по Ладоге во многом зависела судьба Ленинграда. Моряки Ладожской флотилии самоотверженно водили суда по озеру, где той осенью, как никогда, штормило. А штормы, как утверждают очевидцы, в это время на Ладоге бывают страшные. В такие дни единственным транспортом становились самолёты. В осаждённый город на них доставляли медикаменты, питание детям, боеприпасы, а на обратном пути вывозили раненых и больных.

Лейтенанту Коршунову не раз приходилось вылетать на сопровождение транспортных самолётов: тяжёлых, а главное - безоружных. Одно из таких заданий он получил 12 Октября 1941 года. С ведомым предстояло вылететь по маршруту Ладога - Ленинград для сопровождения 5 транспортных самолётов. Истребители пристроились к группе тяжёлых машин там, где им было приказано.

Тяжелогружёные Ли-2 в целях маскировки шли на небольшой высоте, прижимаясь к свинцовым, холодным водам озера. На фоне волн самолёты становились малозаметными. Пара сопровождающих истребителей сверху зорко поглядывала по сторонам, в то же время ни на минуту не выпуская из виду охраняемые самолёты.

Полёт проходил нормально. Пролетели уже большую часть маршрута над Ладогой, когда со стороны солнца на безоружные машины обрушились вражеские самолёты: 4 истребителя Ме-109 и один многоцелевой Ме-110. Враг первым открыл огонь. Дымная трасса, направленная в Ли-2, болью отозвалась в сердце Коршунова. Но на переживание не было времени. Он устремился в лобовую атаку. Однако враг попался упрямый - не отворачивал. И когда столкновение казалось неминуемым, немецкий пилот взял ручку на себя, подставляя под огонь пулемётов Коршунова брюхо своей машины. Какое - то время Ме-110 продолжал набирать высоту, его мощные моторы ещё бешено вращали воздушные винты. Но вот самолёт перевернулся и стал падать в бурлящее озеро.

Четвёрка "Мессеров" попыталась взять в клещи ведомого. Тот отбивался, бросал самолёт из стороны в сторону. Убедившись, что транспортной группе пока ничто не угрожает, Коршунов поспешил на помощь товарищу, поддержав его атаку огнём из пушки. Ме-109 задымил и, теряя высоту, потянул в сторону вражеского берега.

Покачав крыльями ведомому: "Следуй за мной", - Коршунов догнал группу Ли-2. Враги больше не пытались атаковать конвой. Транспортные самолёты благополучно достигли Ленинграда. Их экипажи горячо поблагодарили лётчиков - истребителей за надёжное прикрытие, поздравили с победой над противником.

В тот же день Коршунов был представлен к награждению орденом. В наградном листе командир 154-го истребительного полка Майор Матвеев писал, что Лейтенант Коршунов уже имеет более 200 боевых вылетов, отлично владеет техникой, в воздушных боях сбил 2 самолёта противника лично и 3 в группе. В боях проявил себя смелым, бесстрашным лётчиком - истребителем. Дисциплинирован, выдержан, исключительно правдив. Приходит на выручку товарищам в минуты воздушных боёв. Неоднократно вступал в бой с превосходящими силами противника и выходил победителем.

В Январе 1942 года эскадрилья, в которой служил Коршунов, получила "Яки", машины стремительные, грозные для противника.

В боевых условиях переучивание должно было проходить быстро. Но не так - то просто приобретенные навыки в управлении одним самолётом перенести на другой. И не случайно этот процесс у некоторых лётчиков затягивался. Коршунов же больших трудностей не испытывал: сказывались отличные навыки в технике пилотирования, знание машин, вооружения.

В памятный для Коршунова день, 3 Февраля 1942 года, он в группе из 4 истребителей вылетел на прикрытие наземных войск под Тихвином. Воздушный бой разгорелся над нашими позициями. Сбив 2 вражеские машины, советские лётчики разорвали строй Ju-88, отогнали их от Тихвина. Но вскоре появилась ещё 6 "Фокке - Вульфов". Бой разгорелся с новой силой. В том бою Коршунову удалось подбить вражескую машину, но и его истребитель от попадания снаряда загорелся, начал терять высоту. Пламя ударило в лицо, вот - вот произойдёт взрыв. Счёт времени шёл на секунды. Задыхаясь от дыма, Лейтенант отодвинул фонарь, с трудом выбросился из кабины. С ожогами лица, шеи, рук он опустился на болото. Его разыскали пехотинцы, наблюдавшие за воздушным боем, и доставили в полк.

Раны заживали медленно. В строй Лейтенант вернулся лишь через месяц.

Новый год командиру эскадрильи Старшему лейтенанту Коршунову не принёс отдыха. Весной 1943 года, прикрывая группу бомбардировщиков, наши истребители вели тяжёлый бой с "Фокке - Вульфами". Один бомбардировщик был подбит и начал отставать. Защищая его, Коршунов вступил в бой с 4 немецкими истребителями. Подбитой оказалась и машина Коршунова, но и после этого он сопровождал бомбардировщик до своей территории.

В другом бою, с восьмёркой Ме-109, он не только остался невредимым, но и сбил 3 вражеские машины.

Боевая работа в воздухе прекращалась разве только в нелётную погоду, когда истребители оставались на аэродроме. Об этом ярко повествуют документы тех дней. Бесстрастно, с протокольной точностью описываются в них события день за днем:

"5 Июня 1943 года группа наших истребителей в составе 6 самолётов вылетела на перехват бомбардировщиков противника ( 12 Ю-87 и Хе-111 под прикрытием истребителей ФВ-190 ). Первой атакой вражеские бомбардировщики были рассеяны, а затем их атаковывали поодиночке. Гвардии старший лейтенант Коршунов сбил один Хе-111 и один ФВ-190. Всего в этом бою сбито 3 и подбит 1 вражеский самолёт. Наша группа без потерь вернулась на свой аэродром".

"8 Июня 1943 года, отражая налёт бомбардировщиков противника на объекты Волховстроя, наша группа в составе 6 самолётов встретила и вела воздушный бой с двумя группами бомбардировщиков противника под прикрытием до 30 истребителей. В этом неравном воздушном бою наши лётчики сбили 3 вражеских самолёта. Один из них сбил Гвардии старший лейтенант Коршунов".

Ордена Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды уже сияли на груди отважного лётчика. В конце 1943 года он был представлен к высшей награде Родины - званию Героя Советского Союза. В представлении, подписанном командиром 29-го Гвардейского Волховского истребительного авиационного полка Подполковником Пилютовым, говорилось о Коршунове следующее:

"В Отечественной войне принимает участие с 22 Июня 1941 года и по настоящее время. Исполнял должности пилота, командира звена, заместителя командира эскадрильи, он же штурман. В настоящее время - командир эскадрильи. Как лётчик - истребитель подготовлен отлично, в воздушных боях с авиацией противника показал себя смелым, решительным, бесстрашным. Неоднократно сам лично и с группой подчинённого ему лётного состава вступал в воздушный бой с численно превосходящим противником и всегда выход ил победителем. Этим характеризуется его беспредельная ненависть к коварному врагу... За период военных действий им произведено 509 боевых вылетов, Коршунов участвовал в 91 воздушном бою, сбив 14 самолётов противника лично и 5 в группе".

196 раз Константин Коршунов сопровождал бомбардировщики и штурмовики на боевые задания, 100 раз ему пришлось сопровождать транспортные самолёты, 21 раз он штурмовал вражеские войска и аэродромы... К концу войны количество боевых вылетов достигло 580...

* * *

Внимательный читатель обратит внимание на некоторые различия в цифрах воздушных побед, указанных в заголовке статьи и тексте наградного листа самой статьи. Ничего не поделаешь: различные источники приводят различные цифры. Заголовок взят из двухтомника "Герои Советского Союза" ( Воениздат, 1987 г. ), а сама статья - из сборника "Герои огненных лет" ( очерки о москвичах - ГСС, книга 7, "Московский рабочий", 1984 г. )

Источник: peoples.ru

© Кумир.Ру