Кумир.Ру

Георгий Байдуков

Категории › ВоенныеЛетчики

Георгий Байдуков

Летчик-легенда

Имя: Георгий
Фамилия: Байдуков
Дата рождения: 26.05.1907
Гражданство: Россия

Георгий Байдуков относится к числу летчиков - первых Героев Советского Союза. В отличие от многих представителей этой опасной профессии он прожил долгую жизнь, был награжден рекордно большим числом советских и иностранных орденов, участвовал в исторических перелетах и боевых действиях, испытывал новые модели самолетов и занимал руководящие должности в министерстве обороны. А начался его жизненный путь 13 (или 26 по старому стилю) мая 1907 года, на разъезде Тарышта Томской губернии, где его отец работал на железной дороге. В девять лет Георгий остался без матери, ушел из дома и долго бродяжничал. Попав в Барабинский интернат, продержался там всего два года, и после исключения снова был предоставлен самому себе. Однако такая жизнь его не прельщала, и едва достигнув 14 лет, Георгий стал строительным рабочим на железной дороге, а затем поступил в Омскую профессиональную железнодорожную школу и в 1926 году успешно ее окончил. Когда подошел призывной возраст, Георгий ушел в Красную армию. Здесь судьба ему дала шанс, который молодой человек сумел полностью реализовать. Он был направлен в школу ВВС, а после ее успешного окончания – в Качинскую школу военных летчиков, после чего стал служить летчиком-истребителем.

В 1931 году Георгий Байдуков был прикомандирован к НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. Он специализировался по 'слепым' полетам и посадкам, испытывал новые истребители, совершенствовал фигуру 'плоского штопора'. В это же время летчиком-испытателем в НИИ служил легендарный советский ас Валерий Чкалов, с которым до конца его жизни Байдукова связывали дружеские отношения. В 1934 году Георгий поступил на инженерный факультет Военно-воздушной академии им. Жуковского. Этому не помешало даже то обстоятельство, что в 1933 году отец летчика был осужден на длительный срок за аварию на железной дороге. Забегая вперед, в 1936 году, став Героем Советского Союза, Георгий Филиппович добился помилования для своего отца. Весной 1934 года, сразу же после сдачи экзаменов за первый курс, Байдуков был откомандирован для участия в подготовке организованного С. Ляпидевским трансарктического перелета Москва-Сан-Франциско через Северный полюс. Георгий не имел опыта полетов на самолете АНТ-25, на котором ему предполагалось быть сменным пилотом и штурманом, а также сменным радиотелеграфистом. Из-за технических неполадок самолет развернулся назад, достигнув Баренцева моря. Байдукову удалось совершить посадку в очень сложных условиях, и, несмотря на то, что самолет сгорел, экипаж остался цел. После этого Георгий, хотя и был невысокого мнения о самолете АНТ-25, по указанию руководства продолжил его испытания уже в должности шеф-пилота авиационного завода, и сумел добиться существенного улучшения конструкции и повышения безопасности экипажа.

В 1935 году Байдуков, понимая, что его, как участника неудавшегося перелета, вряд ли утвердят на должность начальника экспедиции, предложил возглавить новый трансарктический перелет Валерию Чкалову. Однако по решению Сталина сначала стали готовить беспосадочный перелет Москва - Петропавловск-Камчатский, который состоялся в июле 1936 года. Экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова пробыл в воздухе 56 часов 37 минут, преодолев за это время на самолете АНТ-25 расстояние от Москвы до острова Удд в устье Амура, и был награжден званиями Героев Советского Союза и орденами Ленина. Трансарктический перелет Москва-Ванкувер состоялся ровно через год, в том же составе и на таком же самолете.

После знаменательных перелетов Георгий Байдуков продолжал работать летчиком-испытателем. После начала советско-финской войны он командовал авиагруппой, а затем 85 бомбардировочным авиаполком, и на бомбардировщике ДБ-3 осуществил 80 боевых вылетов. После начала Второй мировой войны Г.Ф. Байдуков занимался вопросами приобретения военных самолетов производства США, а с 1942 года служил на командных должностях в действующей армии. Он непосредственно участвовал в операции 'Багратион', а также в Бобруйской, Минской, Белградской, Восточно-Прусской, Берлинской и других операциях, закончив войну генерал-лейтенантом авиации. После войны Байдуков занимал должность заместителя командующего 13 воздушной армией. В 1947-48 гг. он возглавил Главное управление Гражданского воздушного флота, впоследствии стал заместителем руководителя НИИ ВВС, где сам когда-то был летчиком-испытателем. В 1951 году, окончив Военную Академию при Генеральном штабе, Георгий Байдуков работал заместителем начальника Главного штаба ПВО, впослед ствии руководил одним из управлений Минобороны, а в 1972 году стал научным консультантом главнокомандующего войск ПВО страны. На заслуженный отдых Г.Ф. Байдуков вышел 1988 году, имея звание генерал-полковника авиации. 28 декабря 1994 года легендарный летчик скончался и был захоронен на Новодевичьем кладбище.

Рассказ о Георгии Байдукове был бы неполным без упоминания его литературной деятельности. В 1937 году вышла его первая книга –'Наш полет в Америку', которая стала бестселлером того времени. В 1938 году вышли еще три книги Байдукова о военных и полярных летчиках, во многом основанные на личных наблюдениях и воспоминаниях. Свою литературную деятельность Г. Ф. Байдуков продолжил через много лет. В 1977 году вышла книга его 'Первые перелеты через Ледовитый океан', а в 1983 'Рассказы разных лет' (1983). Впоследствии были изданы его мемуары о Валерии Чкалове и Якове Алкснисе - 'Чкалов' (1991) и 'Командарм крылатых' (2002).

Источник: peoples.ru

© Кумир.Ру