На чтение: 5 мин.
Поделиться: 
Энид Мэри Блайтон
Энид Мэри Блайтон

Энид Мэри Блайтон

Автор английских детских книг

Фамилия
Мэри
Имя
Энид
Дата рождения
11.08.1897
Возраст
126 лет
Страна / Гражданство
Великобритания
Категория
Детские

Энид Мэри Блайтон появилась на свет 11 августа 1897-го, в Лондоне (London), и была старшей из трех детей Томаса Кэри Блайтона, торговца столовыми приборами, и Терезы Мэри Харрисон Блайтон. Через несколько месяцев после рождения Энид едва не умерла от коклюша, но ее выходил отец, которого она просто обожала. Именно Томас зажег в ней интерес к природе. В своей автобиографии Блайтон написала, что он 'любил цветы, птиц и диких зверей и знал о них больше, чем кто-либо'.

Кроме того, отец заразил Энид своим интересом к садоводству, музыке, литературе и театру, и вместе с ним будущая писательница любила гулять на природе. Тереза же практически не интересовалась увлечениями дочери. Блайтон испытала настоящий шок вскоре после своего тринадцатого дня рождения, когда отец ушел из семьи к другой женщине.

С 1907-го по 1915-й Блайтон училась в Школе Св. Кристофера в Бекенхэме (Beckenham), где с удовольствием занималась спортом. Другие дисциплины давались не так просто, но успех в письме был очевиден. В 1911-м она участвовала в конкурсе детской поэзии. Ее мать посчитала развитие писательских задатков Энид 'пустой тратой времени и денег', однако на помощь талантливой девочке пришла Мейбл Аттенборо, тетка одной из подруг Энид.

Практически утратив контакт со своей семьей, Блайтон ушла с головой в писательскую деятельность и готовилась стать педагогом. Неоднократно ее первые произведения отвергались издателями, что только придавало уверенности продолжать начатое. Она писала: 'Это отчасти борьба, которая так вам помогает, которая придает решимости, уверенности в себе и закаляет характер. Всё это помогает в любой профессии или ремесле и, безусловно, в писательстве'. В марте 1916-го ее первые стихотворения были опубликованы в журнале 'Nash's Magazine'.

Ее первая выпущенная книга, 'Child Whispers', была 24-страничным сборником поэзии. Это знаковое событие произошло в 1922-м. Блайтон освещала самые разные темы, включая образование и естествознание, интерпретировала библейские повествования и писала в различных жанрах, в том числе фэнтези и детективном. Самый запоминающийся персонаж Блайтон – Нодди, деревянный мальчишка с синим колпачком на голове с колокольчиками. Этот персонаж фигурирует в рассказах для малышей, которые еще только учатся читать. Популярной остается и ее серия детских детективных книг 'Великолепная пятерка'. Сначала Энид готовила к выходу не более восьми историй, но коммерческий успех помог продлить приключения 'Великолепной пятерки' до 21 книги. Среди прочих работ Блайтон видное место также занимает серия 'Секретная семерка'.

Неплохо заработав на своих ранних романах, таких, как 'Приключения волшебного кресла' 1937-го, Блайтон продолжила выстраивать свою литературную империю, порой выдавая по 50 книг в год, не считая опубликованных ее работ в газетах и журналах. Она писала без всяких планов и задумок, в значительной степени черпая сюжет из своего подсознания. Блайтон просто переносила на бумагу истории, которые разворачивались в ее богатом воображении. Из-за такой скорости и объемов работы поползли слухи, что Эдит пользуется целой армией литературных негров, но она настойчиво отрицала кривотолки о том, что на нее трудятся другие.

В письме к психологу Питеру МакКеллару она описывает свою технику следующим образом: 'Я закрываю глаза на несколько минут, держа мою портативную пишущую машинку на моем колене. Я оставляю свой разум пустым и жду. А затем я начинаю видеть так четко, словно передо мной реальные дети – мои персонажи из моего воображения... Первое предложение приходит прямо из головы, и я не должна думать об этом, я не должна думать ни о чем'.

С течением времени работы Блайтон вызывали всё больше споров в кругах литературных критиков, педагогов и родителей. Некоторые библиотеки и школы отказались от ее произведений. С 1930-го по 1950-й корпорация BBC, ссылаясь на 'отсутствие литературных достоинств' в трудах Блайтон, не транслировала проекты, созданные на основе книг писательницы. Ее книги называли элитарными, сексистскими, расистскими и ксенофобскими. Блайтон не принадлежала 'к более либеральной среде', складывающейся в послевоенной Британии, но после ее смерти в 1968-м ее книги по-прежнему оставались бестселлерами.

Писатель Николас Такер (Nicholas Tucker) отмечает, что Блайтон создавала 'изолированный мир для юных читателей, и этот мир с возрастом просто растворялся, оставляя лишь воспоминания об эмоциональных волнениях и сильном отождествлении себя с героями'. Фред Инглис (Fred Inglis) считает, что книги Блайтон формально легко читаются, равно как и легко воспринимаются и усваиваются. Он отмечает, что психолог Майкл Вудс (Michael Woods) пола гал, что Блайтон 'была ребенком, думала как ребенок и писала как ребенок... У Энид Блайтон не было никаких моральных дилемм'. Имоджен, дочка Энид, заявила, что ее мать 'любила вступать в отношения с детьми посредством своих книг', но реальные дети – это всегда нарушители спокойствия, вот почему таким 'вторженцам' находилось место только в мире, рисуемом воображением писательницы.

Энид чувствовала, что на нее возложена ответственность помогать своим читателям определять, где начинаются и заканчиваются границы моральных рамок, и на почве этого призывала свою публику подключаться к общественно значимым делам. В частности, она создавала или поддерживала общественные клубы, а также организовывала или помогала создавать кампании по сбору средств для животных и детей для благотворительных организаций.

История жизни Блайтон показана в фильме BBC 'Энид' 2009-го, где ее роль исполняет Хелена Бонэм Картер (Helena Bonham Carter).

Источник: peoples.ru