На чтение: 7 мин.
Поделиться: 
Эльза Скиапарелли
Эльза Скиапарелли

Эльза Скиапарелли

Дизайнер

Фамилия
Скиапарелли
Имя
Эльза
Дата рождения
не указана
Возраст
не указан
Страна / Гражданство
Италия
Категория
Одежды

Имя этой талантливой женщины сегодня несколько подзабыто, но в 20—30-х гг. её ставили в один ряд с самыми знаменитыми мастерами высокой моды.

Эльза Скиапарелли родилась в Риме, выросла в интеллектуальной и несколько эксцентричной среде, что наложило свой отпечаток на творчество модельера. Достаточно сказать, что её дядя — знаменитый астроном Джованни Скиапарелли, открывший «каналы» на Марсе.

Безоблачное детство сменили суровые будни юности. Брак Эльзы оказался неудачным, и после развода она осталась в Париже одна с маленькой дочерью на руках. Но она была молодой, решительной и уверенной, что найдёт собственное место в жизни. Однажды у неё гостил друг из Америки, и Эльза обратила внимание на его свитер, простой и вместе с тем элегантный. Как выяснилось, такие свитеры вяжет живущая буквально в двух шагах армянская эмигрантка, которая и стала первым соратником Скиапарелли. Вместе они разрабатывали модели свитеров и платьев. Сегодня шерстяное платье чёрного цвета, украшенное белым бантом наподобие бабочки, кажется достаточно заурядным, но в 1927 г. такой наряд был настоящим откровением.

Ещё большего успеха Эльза добилась, работая со спортивной одеждой. Ей удалось получить большой заказ от магазина «Strauss». Над его исполнением трудилась чуть ли не вся армянская община Парижа (точнее, её женская часть). Заказ принёс Скиапарелли известность, а армянское семейство, с которым она многие годы поддерживала дружбу, смогло даже открыть собственную фабрику трикотажных изделий.

Модный Дом Скиапарелли начал свою жизнь в трёх комнатках на Рю-де-ля-Пэ. Над входом была вывеска: «Для спорта», через несколько лет её знал уже весь мир.

В первой коллекции свитеров Эльза использовала мотивы африканского искусства и работы художников-куби­стов. Следующая коллекция вызвала шок — её Скиапарелли выполнила по рисункам матросских татуировок. Там были змеи, якоря, сердца, пронзённые стрелами, и т.п. Она же первая ввела рисунок, получивший название «рыбий хребет», и изображения омаров, которые с трикотажных изделий впоследствии перешли на шёлк и купальные костюмы.

Скиапарелли увлекалась авиацией. После перелёта Чарлза Линдберга через Атлантику (1927 г.) она показала серию моделей, которые легли в основу стиля пилот, дожившего до нашего времени.

Проработав несколько лет со спортивной одеждой, Скиапарелли пробует силы в создании вечерних туалетов. И здесь достигает успеха. Её простое длинное платье-футляр из чёрного крепа в сочетании с белым жакетом и шарфом, перекинутым через спину, стало эталоном элегантности. Все кутюрье так или иначе повторяли эту идею.

В 1934 г. Скиапарелли переезжает на Вандомскую площадь — центр времяпрепровождения богатой публики. Там она открывает бутик (один из первых в мире) — магазин, торгующий небольшими сериями авторской одежды. Бутик предлагал вечерние нарядные свитеры, которые носили с длинными юбками, блузами и бижутерией. Использование бижутерии вместо настоящих драгоценностей вызвала немало насмешек у коллег-модельеров, но покупательницы были в восторге.

К середине 30-х тт. талант Эльзы Скиапарелли достиг расцвета. Каждая ее коллекция производила сенсацию. Коллекция под названием «Остановись, смотри и слушай» продемонстрировала дождевики, трактованные как вечерняя одежда, вышитые сари и множество других находок. Особенно поразили всех платья с пуговицами в форме французского луидора. «Достаточно посмотреть коллекцию Скиапарелли, чтобы увидеть причину кризиса воочию», — иронизировала одна из известных газет, намекая на девальвацию национальной валюты. В этой и последующих коллекциях даже в вечерних туалетах Эльза начала использовать застёжки-молнии. Выглядели они в те времена несколько грубо, и потому эффект от такого сочетания был для публики неожиданным и новым.

Скиапарелли работала и в других странах. В Германии, например, она показала такие коллекции, как «Языческая», «Музыкальные инструменты», «Бабочки». Женщины, одетые в эти модели, напоминали образы с полотен Боттичелли. «Астрологическая коллекция» представила наряды, расшитые знаками Зодиака, изображениями Луны и Солнца.

Но, пожалуй, самая знаменитая — «Цирк» (источником вдохновения послужил знаменитый американский цирк «Barnum»), Салон для её показа был декорирован известным дизайнером Жаном Мишелем Франком. Изображенные на одежде клоуны, слоны, гимнасты на трапециях (пуговицы повторяли их формы) как бы случайно складывались в слова: «Осторожно, окрашено». Сумки имели вид воздушных шаров, перчатки выглядели как белые гетры, конусообразные головные уборы напоминали рожок мороженого. Скиапарелли была первой, кто превратил обычное дефиле (показ модной одежды) в яркое, праздничное шоу.

Эльза Скиапарелли любила создавать коллекции в сотрудничестве с людьми искусства. С ней работали писатель, художник и театральный деятель Жан Кокто, художники Сальвадор Дали и Кес ван Донген, фотографы Хорст П. Хорст и Мэн Рей.

Увлечение сюрреализмом отразилось на творчестве Эльзы. Особенно поражали головные уборы; шляпа-баранья отбивная, шляпа-туфля, шляпа-телескоп... всего не перечислить. Клапаны карманов на костюмах напоминали ящики, вызывая ассоциации с картинами и скульптурой Дали. Дали придумал для неё сумку в виде телефона из чёрного бархата с золотой вышивкой, Кокто — мотивы для вышивок, а Жан Хуго изобрёл пуговицы, представлявшие собой маленькие скульптуры. Они и по сей день являются маркой Дома Скиапарелли. Пожалуй, самую сюрреалистическую вещь сделали Луи Арагон и Эльза Триоде — они собрали ожерелье из таблеток аспирина.

Скиапарелли много работала для звёзд кино и театра. Кэтрин Хепберн, например, заявляла, что её карьера по-настоящему взлетела вверх только тогда, когда она начала одеваться у этого модельера, Эльза создала имидж блистательному Гари Куперу, а также Марлей Дитрих, Мишель Морган и другим актёрам.

Еще одна звезда кино, чей имидж волей случая оказался тесно связан с Домом Скиапарелли, — Мэй Уэст. «Она послала мне размеры своей знаменитой фигуры и для большей убедительности свой гипсовый слепок в позе Венеры Милосской», — писала в автобиографии Скиапарелли. Эта, как бы мы сейчас сказали, китчевая вещь вдохновила художницу Леонор Фини на создание флакона для первых духов Скиапарелли — легендарных «Shoking». Впоследствии всем духам Дома Скиапарелли были даны названия, начинающиеся на букву S. Первые духи для мужчин «Suff» имели флакон в виде курительной трубки. Идея флакона для «Roi Soleil» принадлежала Дали.

Война вмешалась в судьбы миллионов людей, в том числе и в жизнь Эльзы Скиапарелли. В 1939 г. она сокращает производство, а с нача лом оккупации Парижа (1940 г.) уезжает в США, где у неё было много друзей. Несколько лет работает в Америке, оставив в Париже своим заместителем менеджера Беттину Берджери. После освобождения Франции (конец 1944 г.) Эльза возвращается, чтобы снова взять бразды правления в свои руки.

Но времена изменились. В конце 40-х гг. взошла звезда Кристиана Диора. Стиль нью-лук завладел умами всех женщин. Скиапарелли решила, что ей пора уйти из мира моды. Окруженная людьми искусства, она до конца дней делила себя между прекрасным парижским домом на Рю-де-Берри и усадьбой в Тунисе.

Как-то Эльза заметила, что моделирование одежды — «самое трудное и неблагодарное искусство, потому что вскоре после того, как платье появится на свет, оно становится вещью прошлого». И всё же она была не права. Подлинное произведение искусства не стареет. Творчество Скиапарелли и сегодня изучают все, кто решил посвятить себя нелёгкому искусству кутюрье.

Источник: peoples.ru