На чтение: 3 мин.
Поделиться: 
Чарльз Дженкс
Чарльз Дженкс

Чарльз Дженкс

Американский архитектор

Фамилия
Дженкс
Имя
Чарльз
Дата рождения
не указана
Возраст
не указан
Страна / Гражданство
США
Категория
Архитекторы

В 1961 г. Чарльз Дженкс окончил Гарвардский университет со степенью бакалавра (специализация по английской литературе); в 1965-м получил степень магистра искусств в Школе дизайна Гарвардского университета (Harvard Graduate School of Design); в 1965 г. защитил диссертацию по истории архитектуры в Университетском колледже Лондона.

Чарльз Дженкс читал лекции во многих университетах по всему миру, в том числе в Пекине, Шанхае, Париже, Токио, Милане, Венеции, Франкфурте, Квебеке, Монреале, Осло, Варшаве, Барселоне, Лиссабоне, Цюрихе, Вене и Эдинбурге. В США читал лекции в Гарварде, Колумбийском университете, Принстоне, Йеле.

Чарльз Дженкс занимается исследованием современных ему архитектурных течений; является автором новой терминологии в данной области; освещает работы современых ему архитекторов, проводя многочисленные интервью и участвуя в международных архитектурных конкурсах и фестивалях.

Архитектурный постмодернизм

Рождение архитектурного постмодернизма практически совпадает по времени с рождением теоретических идей постструктурализма, таким образом, становление постмодернизма как общекультурного явления происходило в сфере философии и архитектуры одновременно, что довольно необычно для архитектуры. Главным идеологом архитектурного постмодернизма стал Ч.Дженкс, в 1975 году впервые обозначивший новую архитектуру как постмодернистскую. Место гибели модернизма зафиксировано им 15 июля 1972 года в 15 часов 32 минуты в Сент-Луисе, Миссури, США, на месте взрыва трех десятков жилых высоток архитектора Минору Ямасаки.[1]

Идеология модернизма, согласно Дженксу, представляла собой утопические и идеализированные теории, основанные на едином (интернациональном) стиле. Постмодернисты отказываются от какого бы то ни было единого стиля, от стиля вообще (если понимать под этим некое всеобъемлющее явление), узаконив плюрализм решений. Характерная для модернизма интернационализация художественных приемов сменяется отчетливым регионализмом, локальностью эстетических поисков, тесно связанных с национальным, местным, городским, экологическим контекстом. Так, распространение постмодернизма в архитектуре замедлило разрушение исторических центров городов, возродив интерес к старинным зданиям, урбанистическому контексту, улице как градостроительной единице.

Одним из примеров постмодернистской архитектуры может служить "Тематический дом" Ч. Дженкса в Лондоне. Повышенное внимание к цвету, форме, материалу, роли скульптуры, живописи, компьютерной графики в архитектурных решениях, их знаково-символическому смыслу, а также градостроительные поиски сочетания традиций и инноваций, локального и массового, естественного и искусственного, выразительного и изобразительного в городской среде при всей своей неоднозначности утверждают статус постмодернистской архитектуры как искусства, чья специфика несводима к утилитарно-прагматическим функциям. Кроме того, активизировались процессы синтеза искусств - музыки, танца, театра, литературы, кино, видео в массовых карнавализованных действиях.

Помимо Дженкса на развитие архитектурного постмодернизма оказали влияние такие архитекторы как: Роберт Вентури, Кристофер Александер, Альдо Росси, Джеймс Стирлинг, Ханс Холляйн, Марио Ботта, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур.

«Язык архитектуры постмодернизма»

В 1977 году была опубликована книга Чарлза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» , оказавшая огромное влияние на профессиональное сознание архитекторов и являющаяся «библией постмодернизма». На русский язык книга была переведена в 1985 г.

Книга состоит из трех частей: "Смерть «новой архитектуры»; «Способы архитектурной коммуникации»; «Архитектура Постмодернизма». В первой части Дженкс критикует по нескольким пунктам самые главные постулаты модернизма, прежде всего его одномерность (формы, содержания и т. д.). Во второй части он рассматривает архитектуру как язык, выявляет такие ее характеристики, как метафора, слова, синтаксис, семантика. Третья часть посвящена рассмотрению некоторых новых течений в архитектуре, появившихся под влиянием постмодернистских теорий: историзм, регионализм, ад-хок контекстуализм. Главными источниками в его работах становятся материалы архитектурных журналов (которые он сам активно создавал), личные впечатления (он сам архитектор-практик), интервью и частные беседы с коллегами.

Источник: peoples.ru