На чтение: 6 мин.
Поделиться: 
Бондоне Джотто
Бондоне Джотто

Бондоне Джотто

Итальянский художник и архитектор эпохи Возрождения.

Фамилия
Джотто
Имя
Бондоне
Дата рождения
не указана
Возраст
не указан
Страна / Гражданство
Италия
Категория
Художники

Родился в 1267 предположительно в Колле ди Веспиньяно неподалёку от Флоренции. По всей вероятности был учеником Чимабуэ. Окончив обучение, в течение двадцати лет работал в различных городах Европы — Авиньоне, Ферраре, Неаполе, Падуе, Равенне, Риме, Вероне, Римини и других.

C 1311 — член флорентийской гильдии художников. В 1328—1333 — придворный художник неаполитанского короля Роберта Анжуйского. С 1334 — главный архитектор Флоренции, автор проекта кампанилы (колокольни) кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Скончался 8 января 1337, похоронен в соборе Санта-Мария дель Фьоре.

Джотто ди Бондоне — ключевая фигура в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, а также разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

Хронология

1267 Даты рождения значительно расходятся в разных источниках. Современные исследования полагают наиболее убедительной датой 1267 год, хотя и не исключают иные варианты вплоть до 1275 года. Спорным является и место его рождения. Если большинство авторов полагают, что Джотто родился в Колле ди Веспиньяно в долине Муджелло, то некоторые итальянские учёные отдают предпочтение версии, распространённой в XVIII веке, по которой художник появился на свет во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Св. Панкратия. Отец Джотто по имени Бондоне (скончался между 1311 и 1313 годами) назван в одном источнике крестьянином, в другом — кузнецом. Семья владела земельным участком в Веспиньяно, позже Джотто приобретёт там угодья и дома.

1282 — 1287 Источники утверждают, что Джотто получил художественное образование во Флоренции, в мастерской Чимабуэ, — точка зрения, которую редко разделяют нынешние исследователи.

1288 — 1300 Около 1288 года была начата роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи. Был ли привлечён к работам над фресками юный Джотто, и когда именно, находился ли он до этого в Риме, остаётся под большим вопросом. Представляется убедительным предположение, идентифицирующее юного Джотто с Мастер Исаака, который с 1290-х годов обретает всё большую самостоятельность в росписи верхней церкви. Можно, вероятно, согласиться также с Вазари в том, что настоятель францисканского ордена Джованни да Мурровалле в 1296 году заказал Джотто (как руководителю обширной мастерской) 28 сцен из легенды о св. Франциске. К этому же периоду относится также создание знаменитого напрестольного Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и Мадонны Сан Джорджио алла Коста.

1300 — 1310 В год, провозглашённый папой Бонифацием VIII святым, Джотто, по мнению многих авторов, отправился в Рим и, возможно, уже тогда создал мозаику Навичелла. В последнее время наметилась тенденция, относящая эту работу на 10 лет позже. Во всяком случае, она прославила его на всю Италию.

1301 В одном из документов, датируемых этим годом, Джотто предстаёт владельцем дома во Флоренции. К началу XIV века Джотто уже женат. Его супруга, Чиута ди Лапо дель Пела, родила ему восемь детей, один из их сыновей стал живописцем.

1303 — 1306 В этот период между 1303 и 1305 годами создано главное произвеление Джотто — фрески капеллы дель Арена в Падуе. Под непосредственным руководством Джотто был расписан центральный неф; росписи на стенах апсиды относятся к школе Джотто и выполнены после 1317 года. Вполне возможно, что Джотто ещё до Падуи успел поработать в Римини, то есть между 1300 и 1303 годами. И, быть может, завершив работы для Энрико Скровеньи, Джотто пробыл в Падуе ещё один год. Поскольку согласно источникам в Палаццо делла Раджионе (городская ратуша) он изобразил небесное знамение по указаниям астронома Пьетро д’Абано, а тот вернулся из Парижа в Падую только в 1306 году. Затем Джотто пишет Мадонну Оньиссанти, которую он завершил, очевидно, около 1310 года.

1309 В одном из найденных относительно недавно источников документ, датируемый около 1309 года, называет какого-то купца из города Ассизи, который оказался кредитором Джотто.

1312 Согласно протоколу из Государственного архива Флоренции 4.9.1312, Джотто сдал в аренду Бартоло Ринуччи ткацкий станок на шесть месяцев, назначив месячную плату по годовой ставке в 120 %, тогда как обычной была ставка 50 %. Договор «Джотто живописца», проживающего у Санта Мария Новелла во Флоренции, заверен другом Данте, нотариусом Лапо ди Джианни. Кроме того из судебных актов мы узнаём, что Джотто привлекал, как правило, двух нотариусов для взыскания долгов, а в 1314 году их было даже шесть.

1312 — 1320 В 1312, 1314 и 1315 годах художник упоминается в записях флорентийских нотариусов. феррарский летописец Риккобальдус записал между 1312 и 1313 годами, что Джотто был знаменит в Италии и что ему приписывают росписи во францисканских церквах Ассизи, Римини и Падуи, а также в капелле дель Арена, тоже в Падуе. Можно предположить, что пребывание Джотто при папском дворе в Авиньоне падает на 1325—1318 годы, когда художник не упоминается в нотариальных записях Флоренции. Так что утверждение Вазари, что Джотто вернулся из Авиньона в 1316 году, взято не совсем из воздуха. Во всяком случае, если отнести фрески Джотто в капелле Перуцци флорентийской францисканской базилики Санта Кроче к 1318 году или ещё более раннему времени, учитывая его пребывание в Авиньоне, то это означало бы чрезвычайно напряжённый рабочий график. Около 1320 года Джотто, должно быть, расписал крестовые своды нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, если стилистически приписываемые ему работы действительно принадлежат его кисти.

1320 Во Флоренции Джотто внесён в список цеха Arte dei medici e degli speziali (врачей и аптекарей), куда принимали также живописцев.

1325 Можно предполагать, что в этот год Джотто приступил к росписи капеллы Барди в базилике Санта Кроче во Флоренции. В это же время он покупает земельные участки в Колле ди Веспиньяно.

1328 — 1333 Многочисленные документы свидетельствуют о деятельности Джотто при Анжуйском дворе в Неаполе. 20.011330 король Роберт I присваивает ему титул фамильярного, то есть придворного, художника.

1334 Поскольку Флоренция не желала потерять своего знаменитого гражданина при дворе короля Роберта, городские власти назначили его весной 1334 года руководителем всех строительных работ в городе, а также строительства собора.

1337 Флорентийское правительство направило Джотто в Милан для создания фресок для Аццо Висконти. Вскоре после своего возвращения Джотто скончался во Флоренции 8 января 1337 года (1336-го по флорентийскому календарю).

Источник: peoples.ru