Кумир.Ру

Алексей Новиков

Категории › ВоенныеЛетчики

Алексей Новиков

Летчик истребитель, генерал-майор авиации

Имя: Алексей
Фамилия: Новиков
Дата рождения: 07.11.1916
Гражданство: Россия

Родился 7 Ноября 1916 года - ровно за год до Октябрьской революции, в Москве в семье рабочего. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, аэроклуб, а в 1936 году - Ульяновскую школу лётчиков - инструкторов. С 1939 года в Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. По Январь 1943 года сражался в составе 17-го ИАП, летал на И-16, ЛаГГ-3, Як-1, "Аэрокобре". Затем - в Управлении 278-й ИАД и 3-го ИАК, где летал на Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3.

К Августу 1942 года командир эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка ( 205-я истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт ) Капитан А. И. Новиков совершил 242 боевых вылета, в 34 воздушных боях сбил 11 самолётов противника. 4 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего за войну совершил около 500 боевых вылетов, сбил 22 вражеских самолёта лично и 5 в составе группы.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1970 года Генерал - Майор авиации А. И. Новиков - в отставке. Жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( четырежды ), медалями. Умер 23 Октября 1986 года.

* * *

Великую Отечественную войну Алексей Новиков встретил под Луцком, на дивизионных курсах командиров звеньев. В первый же день войны выполнил несколько боевых вылетов. В тот же день открыл и свой боевой счёт, сбив сразу два вражеских самолёта: сначала корректировщик Hs-126, а затем - бомбардировщик Ju-88.

При этом, сбитый им "Юнкерс", упал прямо на склад с бензином, расположенный чуть в стороне от их аэродрома. Новиков очень расстроился и после посадки ждал сурового разговора с начальством. Но всё обошлось: оказалось уже поступил приказ о перебазировании полка на новый аэродром, а склад надлежало уничтожить. Так что Новиков фактически выполнил этот приказ, хотя и не ведая о том...

Построив лётчиков, командир полка поздравил Алексея с первыми победами и попросил его рассказать на досуге товарищам, как он уничтожил бомбёра и разведчика; поделиться опытом первых боёв. А рассказать Новикову было о чём. И не только о проведённых боях, но и поделиться кое - чем из недалёкого прошлого.

...Летать Новиков начал, когда ему едва минуло 16 лет. Сначала прыгал с парашютом, потом летал на У-2, на планере в Осоавиахимовском кружке. После окончания Ульяновской школы инструкторов - лётчиков стал работать в аэроклубе. Но инструкторская работа не удовлетворяла, влекли скорости. И Новиков решил стать истребителем. Окончил Борисоглебское военное авиационное училище.

Командование подметило в нём неуёмную страсть к полётам, хвалило за филигранное выполнение пилотажных фигур. А в стрельбе с ним мало кто даже из инструкторов мог сравниться. Матерчатый конус, который крепился длинным фалом к самолёту - буксировщику, после его стрельбы в воздухе превращался буквально в решето.

Как же теперь пригодилась лётчику снайперска выучка, когда стрелять приходилось не по безобидному и безответному матерчатому мешку, наполненному во время полёта воздухом, а по огрызающимся ответным огнём самолётам, которыми управляли поднаторевшие в воздушных боях на западе немецкие пилоты. Одарённый природной наблюдательностью, умением аналитически мыслить, Новиков довольно быстро разгадал повадки вражеских лётчиков и в каждом воздушном бою стал навязывать им свою тактику. А строилась она на внезапности, стремительности, боевой дерзости, рассчитанной на то, чтобы ошеломить противника, вызвать замешательство в его рядах.

Именно так, с учётом психологических нюансов он вскоре свалил матёрых немецких разведчиков. Подойдя к вражескому самолёту на близкое расстояние, Алексей ударил по кабине стрелка и убил его, а когда экипаж лишился защиты, спокойно и расчётливо разделался с разведчиком. После нескольких очередей, тот густо задымил, повалился на крыло и вскоре врезался в землю.

В истребительном авиационном полку, в составе которого воевал Новиков, было немало отважных лётчиков. И всё же наиболее ответственные задания чаще всего поручались именно ему. Фамилию Новикова командир полка назвал и тогда, когда позвонили из штаба 40-й армии и приказали разведать один из участков железной дороги, по которой противник в то время усиленно подбрасывал резервы к линии фронта.

Алексей вылетел в составе звена. Лётчики внимательно прощупали заданный участок дороги, пробив облака, снизились над железнодорожным узлом, рассмотрели его и передали по радио, что тот забит эшелонами, указали предполагаемое количество и характер грузов. После этого отважная тройка атаковала неприятеля, обрушив в самую гущу железнодорожных составов реактивные и пушечные снаряды. Над вагонами взметнулись языки пламени, на станции вспыхнул большой пожар, она надолго вышла из строя. Всё, что могло гореть - сгорело. По - видимому, на путях скопилось немало вагонов с боеприпасами...

Счёт сбитых им неприятельских самолётов рос довольно быстро. В начале 1942 года Новиков на своём И-16 сумел сбить Ме-109 с намалёванным на фюзеляже жёлтой краской большим тузом. Пилот сбитого им "Мессера" попал в плен и оказался довольно известным асов. Летом того же года, на Воронежском фронте, Алексей таранным ударом уничтожил ещё один вражеский самолёт. Сам после тарана выбросился с парашютом. А к Августу 1942 года он совершил уже 242 боевых вылета, проведя 34 воздушных боя, сбил 11 самолётов противника.

Так же быстро продвигался Алексей Новиков и по службе. Сначала был командиром звена, потом стал командовать эскадрильей, одновременно выполняя обязанности штурмана полка. В Феврале 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Весной 1943 года решено было назначить Новикова командиром истребительного авиаполка. Для этого у него имелись все данные: участвовал в сражениях под Сталинградом, получил звание Героя Советского Союза, обладал командирской волей, да и наставником для молодёжи был отменным. Крепкая инструкторская закваска в нём ещё с довоенной поры осталась.

Но в дело вмешался Генерал Е. Я. Савицкий, формировавший в то время 3-й истребительный авиационный корпус. Новикова он знал ещё по полку, который входил в состав его дивизии. Поэтому решил назначить Алексея своим помошником по воздушно - стрелковой службе. Расчёт Савицкого был прост: такой опытный боец, как Новиков, будет незаменимым помошником при обучении необстрелянной молодёжи. А в людях Савицкий разбирался хорошо.

Просьбу Савицкого уважили не сразу. Но в конце концов он своего добился. Так Новиков и стал начальником "огня и дыма", как в шутку называли во время войны должность помошника командира по воздушно - стрелковой службе. В этой должности Алексей "проходил" до самой победы.

На фото слева: Алексей Новиков докладывает Генерал - Майору Е. Савицкому, командующему 3-м ИАК, о том что Павел Тарасов вынудил приземлиться истребитель Ме-109, пилотируемый немецким асом ( на хвосте его машины видны прямоугольные отметки о воздушных победах ). Снимок сделан 28 Мая 1943 года, в период боёв на Кубани.

В полках 3-го авиационного корпуса Новиков дневал и ночевал, устраивал показательные бои, организовывал конференции, словом, делал всё, чтобы как можно быстрее научить молодых лётчиков одерживать победы над противником. При этом, он нередко и сам поднимался в воздух, демонстрируя приёмы воздушного боя на практике.

Многие полки корпуса были вооружены истребителями Як-9Т, имевшими 37-мм пушку. Были в частях корпуса и Як-9К, на которых стояли ещё более мощные 45-мм пушки. Оружие это было очень эффективное, но требовало исключительной меткости при стрельбе, поскольку боекомплект был ограничен. И Новиков, очень метко стреляя сам, учил этой нелёгкой науке своих подчинённых.

Воздушный бой - задача со многими неизвестными. Каждый момент его неожидан. Всякое может случиться. В одной из схваток фортуна изменила и Новикову. Произошло это при встрече с пятёркой Ме-109. Противник первым навязал бой, отчаянно наседая на пару наших "Яков". Ведомый Новикова в какой - то момент оторвался, оставив ведущего без прикрытия. Этим немедленно воспользовался один из "Мессеров". Самолёт Новикова был повреждён и стал резко терять высоту. Но не зря Алексей считался мастером маневра и пилотажа. Он сумел посадить машину в поле на живот. Правда, в последний момент, лётчик сильно ударился головой о приборную доску и потерял сознание. Вскоре он был уже в полку.

Довольно часто Алексей Новиков летал ведомым у самого командующего 3-м ИАК Генерала Е. Я. Савицкого, став его близким другом. Сам Евгений Яковлевич характеризовал его так:

"Алексей Иванович Новиков умел если не всё, то почти всё, что необходимо лётчику для победы над противником в воздухе. Лётчик и боец он, прямо надо сказать, был самого высокого класса. Казалось, никакая неожиданность, никакой самый нестандартный оборот дела в бою не могли его сбить с толку. Он умел в считанные мгновения найти нужный выход, принять единственно верное решение в сложной ситуации".

Справедливости ради, хочется привести воспоминания ещё одного известного лётчика - истребителя, Героя Советского Союза Фёдора Фёдоровича Архипенко, некоторое время воевавшего с Алексеем Новиковым в одном полку. Правда, эти воспоминания, связаны скорее с отрицательными чертами характера Новикова, но у кого их нет...

"Был у нас в 17-м ИАП лётчик Капитан Алексей Новиков, впоследствии Герой Советского Союза известный ас, одержавший за войну более 30 побед. Он летал на "Аэрокобре", а я на Як-1. И вот при перелёте в Липецк мы договорились провести учебный воздушный бой над аэродромом , и он в этом воздушном бою был побит мною. После посадки лётчики стали смеяться над ним и он полез было в драку - лётчики не дали. Он долго и откровенно возмущался - мол, салага, меня опозорил, мог поддаться мне, ведь я командир эскадрильи, а ты лишь командир звена. Я ему ответил, что в бою не поддаются, а сражаются - кто кого. Но даже и после войны при встречах я чувствовал, что Алексей Новиков держал в душе на меня обиду".

Как - то в Мае 1944 года во время короткого затишья на фронтах на полевом аэродроме Каледзяны была организовна лётная теоретическая конференция, на которой рассматривались вопросы боевого применения истребительной авиации. В числе приглашённых был и Майор А. И. Новиков - известный в то время ас, имевший на своём счету 27 сбитых вражеских самолётов. В своём выступлении перед лётным составом он уделил много внимания тактике ведения воздушного боя. Основываясь на собственных взглядах, подкреплённы х боевым опытом, Новиков выдвинул девиз: "Лучший индивидуальный пилотаж обеспечивает лучший маневр в воздушном бою и более точный огонь !".

Войну Подполковник А. И. Новиков закончил в Берлине. Свой последний вылет произвёл 2 Мая 1945 года с аэродрома Дальгов. Под огнём врагов, внезапно атаковавших аэродром, он сумел подняться в небо и сообщить о прорыве немецких частей с соседнюю дивизию, располагавшуюся на аэродроме Эльшталь.

Всего совершил около 500 успешных боевых вылетов, сбил 22 самолёта противника лично и 5 в группе с товарищами ( по другим источникам - имел более 30 побед ). Большинство боевых вылетов произвёл на "Яках".

После окончания войны Алексей Иванович ещё долго служил на различных командных должностях в ВВС. Летал на реактивной технике, окончил Военную академию Генерального штаба. В 1963 году ему было присвоено звание Генерал - Майора авиации. В 1970 году вышел в отставку, жил и работал в Москве.

Источник: peoples.ru

© Кумир.Ру